Тарас Бурнос: Как вы думаете, какими мотивами мог руководствоваться Александр Потеев, который по сообщению некоторых СМИ передал ФБР информацию о российской агентурной сети в США?
Федор Яковлев:... В отношении мотивов не хочу фантазировать, но, исходя из известной мне ситуации, они были семейно-материальные. Во всяком случае, одно только понимание «ущербности» «идеи работы на Службу внешней разведки России или в целом ради российских идей» к предательству не приводит. Как правило, это заканчивается подачей рапорта на увольнение. С политикой нынешних российских властей не согласны очень многие действующие и бывшие сотрудники СВР, однако в очередь к зарубежным посольствам они не выстраиваются, хотя, поверьте, они могут заинтересовать иностранные спецслужбы не меньше, чем Потеев.
Т.Б.: Каким моральным ценностям сегодня служит российская разведка? В советское время их мотивация была более понятной – шла «холодная война»...
Ф.Я.: Больную мать дети любят не меньше, чем здоровую, даже если у нее есть слабость в виде парочки уродов-любовников. Мораль достаточно проста: есть государство, которому ты служишь и принес присягу. Есть товарищи, коллеги по профессии, с которыми ты делаешь одно общее дело – защищаешь интересы Родины. Переход на сторону противника, измена присяге является предательством. Сдача противнику своих коллег делает предательство только более омерзительным.
Российская агентура, как прежде, так и сейчас, служит своему государству точно так же, как и агентура любого другого государства. Олицетворением государства для любого разведчика являются его нормальные сограждане. К тому же выбор профессии разведчика, кроме каких-то идейных мотивов, во многом определяется наличием у человека здорового авантюризма, романтики, да и просто интереса к профессии как таковой. Скажем, как возможность реализации своего потенциала.
см.: http://www.chekist.ru/article/3529