На Лубянке после путча
Андрей Угланов
На носу 19 августа – 20-летие попытки реанимировать СССР с помощью Госкомитета по чрезвычайному положению – ГКЧП. Телеканалы и пресса достают из потаенных шкафов «скелеты» участников тех событий. Не грех и нам в «АН» тряхнуть стариной, но постараться быть не похожими на героев известного анекдота. В нем двое старичков-ветеранов качаются в креслах-качалках и беседуют. «В молодости я был членом суда!» – скрипит один. Второй переспрашивает и задумчиво отвечает: «Членом суда, членом туда… ах, молодость!»
Понятно, этот анекдот – «для разогрева». Тема-то избитая, и секретов в той давней истории практически не осталось. Особенно для народных депутатов того самого Съезда нардепов РСФСР, засевших в Белом доме 19–22 августа 1991 года. Они слонялись по ночным коридорам огромного здания, сваливали в кучи стулья, столы и тумбочки на случай штурма. И думали – будет штурм или нет? А также – посмеют ли «альфовцы», натренированные рубить в капусту разных там террористов, поднять руку на святое – народного депутата, да еще и всенародно избранного (тогда были только такие)?
Ответы на эти вопросы известны. Но оказалось, что в «АН» есть-таки свой скелетище в давно забытом шкафу. Это толстая тетрадь, исписанная от руки. Ее автор – не назовем из скромности его имя – помните анекдот? – записывал в стенах кабинета Юрия Андропова на Лубянке в Москве опросы известных персонажей, имевших прямое отношение к ГКЧП. Перед расшифровкой тех записей уместно сделать короткое напоминание.
http://www.argumenti.ru/politics/n302/120515