Бутовский полигон: к 70-летию массовых расстрелов
В Культурном центре «Духовная библиотека» состоялась лекция о новомучениках Бутовского полигона
Москва, 23 марта, Благовест-инфо. В этом году исполняется 70 лет одной из самых печальных и трагических дат российской истории – начала массовых расстрелов репрессированных большевиками «врагов революции». В июле 1937 года тогдашним наркомом внутренних дел СССР Николаем Ежовым был подписан указ о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения, положивший начало одной из самых кровавых страниц истории России.
Немаловажную роль в этом сыграл так называемый Бутовский полигон, где с августа 1937 года по февраль 1938 года были расстреляны десятки тысяч человек. На сегодня доподлинно известны имена только 20675 расстрелянных. Около тысячи из них – священники и простые верующие. Об этом и многом другом поведала на днях в Культурном центре «Духовная библиотека» научный сотрудник отдела Новейшей истории Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидия Головкова.
Ее более чем двухчасовая лекция «Новомученики Бутовского полигона. Места массового расстрела в Москве», буквально потрясла пришедших. Сегодня Бутовский полигон называют Русской Голгофой – именно тут было расстреляно больше всего священнослужителей самых разных церковных чинов – от иерархов до простых причетников. Однако, история полигона – лишь малая часть той кровавой и жестокой истории только что рожденной страны Советов, которая всеми силами пыталась избавиться от своего прошлого, настоящего и будущего…
Пришедшие в 1917 году к власти большевики негласно объявили войну всем, кто был не согласен с новым режимом. Под пристальное внимание попадали не только дворяне, офицеры царской армии, но и простые люди – рабочие и крестьяне. Обвинить их не составляло никакого труда – кто-то скрыл продовольственные запасы, кто-то не так посмотрел на большевика, кто-то и вовсе оказывался «втянутым в международный заговор»…
Врагами советской власти были объявлены и священнослужители. Поначалу большевики пытались запугать верующих – они вешали священников на вратах храмов, топили в прорубях, бросали на рельсы. Однако они не смогли «избавить» русский народ от веры. Напротив, видя мучения своих учителей и наставников, верующие еще больше укреплялись в истинности православия, а мучеников за веру почитали святыми. В 1918 году было решено тихо избавляться не только от священников, но и от всех тех, кто не хотел отказываться от Христа.
Лидия Головкова более двух десятков лет собирала материал о священниках, убиенных революционерами. Она узнала, что уже к концу 1917 года в Москве существовала целая система тюрем, где томились церковнослужители. А с 1918 года стали практиковаться расстрелы всех причастных к религии и вере. В Москве были так называемые «расстрельные» монастыри – Спасо-Андроников, Ивановский и Новоспасский, – куда специально свозили людей для приведения в исполнение приговора о высшей мере наказания...
Сегодня, по словам Лидии Головковой, документов, подтверждающих расстрелы в этих монастырях, не существует. Несомненно доказаны только изуверства и казни в Новоспасском монастыре, который в начале января 1918 года был обращен в застенок. А чуть ли не первым его узником стал настоятель закрытой обители епископ Серафим (Голубятников). Скорее всего, епископ Серафим там и погиб, поскольку никаких сведений о нем больше не удалось обнаружить.
К середине 20-х годов сеть арестных домов покрыла Москву, а все городские тюрьмы – Бутырская, Лефортовская, Сокольническая, называемая в народе «Матросская тишина», Таганская – были буквально забиты. Церковные репрессии, по словам ученого, проходили волнами. 1922 год был связан с кампанией по изъятию церковных ценностей. В 1928 году прошла вторая волна репрессий.
К 1931 году большинство священнослужителей были сосланы на поселение в Казахстан и на Север. Те же, кому в ссылках удалось выжить, были вновь арестованы в 1937 году. Они так и назывались – «повторники». Для них уже не выдумывались причины арестов. Их сажали только за то, что они некогда были осуждены. На таких даже не заводилось личных дел. Их судьба была заранее предрешена... Почти все «повторники» были расстреляны.
Поначалу расстрелянных хоронили в городской черте – в самом центре Москвы. Сегодня доподлинно известны такие места захоронений – это двор городской больницы №23 (известной как Яузская), Ваганьковское и Донское кладбища. Причем на Донском кладбище останки впервые стали кремировать, и многие священнослужители так и не были похоронены по христианскому обычаю – в землю. Когда же московской земли стало явно не хватать, было создано несколько специальных зон за чертой города. К ним относился и Бутовский полигон…
Вообще, южное направление большевики облюбовали задолго до массовых расстрелов. Именно тут были расположены самые важные спецобъекты НКВД, совхозы, колхозы, дачи руководителей. Тут же было решено устроить и специальные зоны для арестованных – дополнительные тюрьмы и места массовых расстрелов и захоронений. Так, по Варшавско-Симферопольскому направлению, буквально в нескольких километрах друг от друга были расположены специальные зоны «Бутовский полигон» и «Коммунарка», Сухановская тюрьма, расположившаяся в бывшей Екатерининской пустыни, а также дача одного из палачей – генерального комиссара госбезопасности Генриха Ягоды. Территории эти тщательно охранялись, и знали о них лишь единицы. Лидия Головкова убеждена, что в южном направлении, вероятно, были и еще специальные расстрельные зоны, о которых сегодня просто никому неизвестно….
Жителей Бутова заранее предупредили о том, что здесь будет создан полигон для обстрела нового оружия. Поэтому достаточно долго никто не догадывался о расстрелах, проводимых на полигоне. К концу 1937 года, когда уже «черные воронки» вереницей возили в Бутово людей на казнь, а выстрелы не прекращались ни днем, ни ночью, многим стало ясно – здесь творятся массовые убийства.
По официальным данным, в Бутово было убито 20675 человек. Сегодня известны имена всех этих людей. Однако Лидия Головкова назвала и другую, более шокирующую цифру: свыше 90 000 – именно столько может быть жертв полигона реально. Ведь многие документы были уничтожены, на некоторых жертв репрессий дел и вовсе не заводилось…
Бутовский полигон известен как последнее пристанище более тысячи активных верующих – от иерархов до простых мирян. Одним из самых знаменитых Бутовских священномучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Ему было 82 года и он тяжело болел, когда его пришли арестовывать чекисты. Ни почтенный возраст, ни смертельная болезнь не остановили «вершителей судеб».
Иерарх на носилках был переправлен сначала в тюрьму, а потом и в Бутово – на расстрел. Вместе с митрополитом было убито еще несколько архиереев. Среди них – архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский) и другие.
Спецзоны к югу от Москвы были местом расстрела не только мучеников за Христа и невинных жертв режима – здесь же закончилась жизнь многих палачей – сотрудников ВЧК-ГПУ-НКВД.
Поэтому, по свидетельству священников, совершавших первые службы в Коммунарке – в комнате, освященной прямо в бывшей даче Ягоды – молиться здесь было особенно трудно. И как вообще молиться о пусть убиенных, но палачах и сознательных гонителях Церкви? И если многие верующие до сих пор считают, что эти люди недостойны церковной молитвы, то другие – в том числе служивший здесь священник о. Стефан, о котором рассказала Лидия Головкова – уверены, что молиться надо за всех, в этих местах убиенных. Хотя бы потому, что никто не знает, что испытывали они перед страшной насильственной смертью.
В 1995 году, когда часть земли Бутовского полигона передали Русской Православной Церкви, здесь был водружен крест. Год спустя, был построен и деревянный храм. Его алтарь вплотную подходит к одному из расстрельных рвов. Однокупольная церковь, по образцу северных русских храмов, была создана по проекту сына расстрелянного на Бутовском полигоне священника Михаила Шика – известного художника, архитектора Дмитрия Михайловича Шаховского-Шика. Храм-на–крови - так многие называют сегодня бутовскую церковь. Ведь вся земля полигона пропитана кровью невинных жертв. Над святыми мощами тут часто возносят молитвы.
В 1997 году был канонизирован митрополит Серафим (Чичагов) Вслед за ним – еще 308 Бутовских мучеников. И процесс канонизации жертв Бутовского полигона продолжается до сих пор, но компетентные церковные комиссии очень тщательно изучают дела каждого из казненных, чтобы исключить возможность «ошибочного прославления» тех, кто, например, был доносчиком или провокатором. Впрочем, сама Лидия Головкова считает, что следственные дела из архивов спецслужб – крайне ненадежные источники. Она убеждена, что многие из этих материалов были просто сфабрикованы, а значит, кто-то из людей, проходивших в делах как «осведомителями НКВД», на самом деле таковыми не были.
По итогам своей исследовательской деятельности Лидия Головкова составляет книгу памяти, которая так и называется – «Бутовский полигон». Правда, ее издание не скоро будет окончено – до сих пор приходят отрывочные сведения о неизвестных ранее жертвах массовых репрессий 1937-1938 годов и о невинно убиенных, пропавших навсегда в расстрельных рвах Бутово.
Милена Фаустова
http://www.blagovest-info.ru/index.php? ... 4&id=12630