Служба жалоб и предложений
Высший арбитражный суд предложил создать ведомство по борьбе с бюрократами
Владислав Куликов
3 апреля 2007 г.
В России может появиться самая настоящая жалобная спецслужба, призванная защищать граждан от самоуправства чиновников. Один звонок на "горячую линию" - и спецназ уже в пути.
Концепцию создания Федеральной административной службы разработал Высший арбитражный суд РФ. По замыслу, новое ведомство должно рассматривать административные споры, когда гражданин предъявляет какие-то претензии к государственным структурам. И наоборот.
"Административный спецназ" будет выглядеть мирно и цивилизованно. Как рассказывают в Высшем арбитражном суде, своеобразный аналог такой структуры был еще в советское время. Тогда этим занимались административные комиссии при исполкомах Советов народных депутатов. Сегодня пожаловаться на чиновника можно либо в суд, либо начальнику этого чиновника. Но в государственных ведомствах, как правило, жалобы возвращаются к тому, на кого, собственно, и жалуются.
Неудивительно, что многие граждане предпочитали не обивать чиновные пороги, а сразу подавать иски в суд.
Поэтому Высший арбитражный суд предложил создать отдельное ведомство, которое рассматривало бы во внесудебном порядке административные дела с участием чиновников и госслужащих. Административная служба должна стать чем-то средним между судом и органом исполнительной власти - контрольным органом, независимым от всех прочих.
По проекту председателя Федеральной административной службы должен назначать президент по представлению главы правительства, а руководителей региональных управлений - председатель службы по представлению глав исполнительной власти на местах. Внесудебный порядок рассмотрения административных споров предлагается сделать обязательным, говорит судья Высшего арбитражного и один из авторов концепции Инна Панова.
Это не значит, что новое ведомство подменит суды. Если кому-то не понравится решение "жалобной спецслужбы", он будет иметь полное право обратиться в суд. Но сначала все же придется пройти через административную службу, в то время как сегодня граждане предпочитают сразу идти к людям в мантиях.
Впрочем, это не единственная идея, предлагающая отдельную процедуру спора гражданина с государством. Еще в 2000 г. Верховный суд внес в Госдуму законопроект об административных судах. Он предусматривал создание системы специальных судов для рассмотрения споров граждан с властью. Кроме того, недавно в парламент был внесен и Кодекс административных процедур.
А в 2005 г. Центр стратегических разработок предложил концепцию закона о внесудебном порядке оспаривания гражданами и организациями решений и действий административных органов. По их мнению, жалобы граждан на чиновников каждого конкретного ведомства должны рассматривать специальные апелляционные комиссии, созданные при самих ведомствах.
- Предложение Высшего арбитражного суда по созданию межведомственного органа, по-видимому, укладывается в эту концепцию, - говорят в Центре стратегических разработок.
Как бы то ни было, многие эксперты сходятся в одном: нужна отдельная структура, куда можно было бы пожаловаться на действия чиновников. Авторы идеи апеллируют к опыту стран Европы, Канады и США. Единая система органов, рассматривающих дела об административных нарушениях, есть во Франции, Голландии и Германии. В канадской провинции Квебек действует специализированный и независимый Административный трибунал, который при этом входит в систему органов исполнительной власти. Комиссии по административным спорам рассматривают жалобы на административные акты и действия госслужащих в Литве.
- Предложение Высшего арбитражного суда по созданию межведомственного органа, по-видимому, укладывается в эту концепцию, - говорят в Центре стратегических разработок.
Как бы то ни было, многие эксперты сходятся в одном: нужна отдельная структура, куда можно было бы пожаловаться на действия чиновников. Автор идее апеллирует к опыту стран Европы, Канады и США.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда РФ:
- Орган, концепцию которого мы предлагаем, должен заниматься вопросами досудебного рассмотрения административных споров. В настоящее время эта функция разобщена между разными ведомствами, мы же предлагаем возложить ее на специальную административную службу. Сегодня на должностных лиц можно жаловаться либо в вышестоящий орган, либо в суд.
Но, поскольку граждане и бизнес считают, и иногда не без основания, что вышестоящий чиновник ведомства, скорее всего, поддержит нижестоящего, они сразу идут в суд. Это приводит к тому, что суды выполняют не свойственные им функции. В результате обесценивается роль судьи: вместо того чтобы рассматривать серьезные споры, он зачастую утопает в мелких делах, которые вполне могут разрешиться без суда. Кроме того, при обращении в суд конфликт обостряется, обрастает массой подробностей, что приводит к неоправданным затратам времени, сил и средств всеми участниками процесса.
Мы предлагаем изменить существующий механизм движения дел. В развитых европейских странах подавляющее большинство таких споров заканчивается на стадии административных процедур, к этому нужно стремиться и нам. Органы административной службы выступят, во-первых, фильтром, стоящим перед судами, а во-вторых, будут корректировать отклонения, допущенные на ведомственном уровне. Согласно нашим предложениям Федеральная административная служба должна напрямую входить в состав правительства, а ее руководитель - назначаться президентом или председателем правительства в порядке, обеспечивающем его независимость.
По замыслу, орган, который мы предлагаем создать, займется не только рассмотрением жалоб, но и назначением административных наказаний. Должны ли суды выступать в качестве административного карательного органа? Думаю, в этом нет смысла. Мы предлагаем определить категории дел, решения по которым принимаются во внесудебном порядке - с возможностью последующего обжалования в суде. К примеру: чтобы привлечь кого-либо к административной ответственности, скажем, лишить прав на управление транспортным средством, чиновник сегодня идет в суд. В случае реализации наших предложений он будет обращаться в органы административной службы, и уже они решат, привлекать или нет.
http://www.rg.ru/2007/04/03/specnaz-chinovniki.html