Агент влияния?
Сергей ИЕЗУИТОВ
На фоне яростных внутриполитических разборок в Италии премьера Проди вновь обвинили в связях с КГБ
В Италии вновь заговорили о давних связях премьер-министра Романо Проди с КГБ. Сенатор Паоло Гуццанти сообщил в журнале «Панорама», что бывший агент ФСБ Александр Литвиненко, скончавшийся в Лондоне, говорил ему об «анонимном информаторе», в распоряжении которого якобы имелись материалы о контактах Проди с советской разведкой.
Этим человеком, утверждал он, был обозреватель газеты «Коммерсант» Иван Сафронов, погибший недавно при загадочных обстоятельствах. Если верить Гуццанти, компрометирующей информацией на Проди располагали и Литвиненко, и Сафронов. Обоих нет в живых, спрашивать не с кого, но камень брошен, и круги по воде пошли.
Корни этой истории уходят в годы «холодной войны», когда многие итальянцы, работавшие в СССР и сотрудничавшие с разного рода советскими организациями, оказывались под колпаком у Комитета государственной безопасности. Об этом стало известно, когда в начале перестройки бывший шифровальщик и сотрудник архива КГБ СССР Василий Митрохин вывез на Запад солидное досье секретных документов. Среди них были списки итальянцев, которые якобы сотрудничали с советскими спецслужбами.
Итальянские власти отреагировали немедленно. При парламенте была сформирована комиссия по изучению деятельности агентов КГБ на территории Италии. Руководить работой парламентской комиссии, а называют ее в Италии «комиссия Митрохина», поставили Паоло Гуццанти. Человек амбициозный и скандальный, журналист по профессии, заместитель главного редактора газеты «Иль Джорнале», к тому же еще и сенатор от партии «Вперед, Италия!», Гуццанти почувствовал возможность отличиться и взялся за дело.
Парламентская комиссия упорно «копала» четыре года. Тряхнули каких-то представителей бизнеса, политиков среднего звена, тех, кто в свое время долго работал в СССР или выезжал туда по делам, бывал с туристическими группами, кто выбрал себе супруга или супругу на одной шестой части света. Пусто! Полное разочарование!
Ничего интересного не нашлось ни для итальянских спецслужб, ни для прессы, ожидавшей сенсационных разоблачений.
Но вот в Италии пришло к власти правительство Романо Проди.
Проигравший выборы Сильвио Берлускони не смирился с поражением. Он сразу заявил, что новая власть обречена на провал и продержится очень недолго.
И тут неожиданно выяснилось, что спецслужбы прослушивали разговоры высших государственных чиновников. Стали достоянием общественности выдержки из базы данных банков, где находились счета представителей нынешней власти, в том числе Романо Проди.
На страницах газет и в разговорах журналистов стала упоминаться фамилия Скарамелла. Марио Скарамелла в свое время прославился тем, что запустил в итальянскую прессу сенсацию: на дне Неаполитанского залива якобы находятся советские торпеды с ядерными зарядами. Лежат себе преспокойно и ждут своего часа.
Скарамелла также был консультантом «комиссии Митрохина» и, как он сам говорил, «сотрудником спецслужб, работающим под прикрытием». У него обширные знакомства в кругах, связанных со спецслужбами, богатая фантазия и достаточный объем информации, чтобы вполне профессионально входить в доверие к людям и потом использовать их в своих интересах.
Итак, советские ядерные торпеды. Есть ли они в Неаполитанском заливе? Такой вопрос я задал Гуидо Бертолазо, начальнику Службы гражданской обороны Италии. По мнению Бертолазо, это очень маловероятно. Итальянцы спрашивали об этих таинственных торпедах у российских компетентных органов. Ответ был отрицательный. И потом, добавил Бертолазо, «если бы торпеды были, мы в любом случае получили бы сведения о них из проверенных источников». Из сказанного напрашивался вывод, что Марио Скарамелла к их числу не относится.
Но именно к нему и обратился Гуццанти. В разгаре предвыборной борьбы он позвонил своему старому соратнику по «комиссии Митрохина» и намекнул, что интересуется информацией о Проди. И вдруг запись таких телефонных переговоров высокопоставленных чиновников попадает в печать. Сейчас сложно сказать, было ли это подстроено или же действительно искали компромат на Проди. А произошло все это через некоторое время после смерти Александра Литвиненко, бывшего сотрудника ФСБ, скрывавшегося в Лондоне и умершего в результате отравления.
Представитель Проди заявил, что правительство собирается призвать к ответу распространителей информации, порочащей премьерминистра. Тем временем на сайте Гуццанти появились фрагменты его интервью с Олегом Гордиевским. Беглый советский разведчик сказал, что не знает, был ли Проди агентом влияния КГБ.
Несомненно, на него обращали внимание, возможно, рассматривали как человека, симпатизирующего Советскому Союзу и, вероятно, готового пойти на определенные условия сотрудничества. Но резидентура в Италии интересовалась не только Проди. Он был всего лишь «одним из». Таких были сотни. Бизнесмены, политики, университетская профессура, люди из власти. Все, кто бывал в обществе советских товарищей, считались потенциальными объектами разработки. Что отнюдь не означало их вербовку. Могли использовать и «в темную». Человек при этом ни о чем не догадывался.
Таким образом, никаких доказательств связей Проди с КГБ нет.
Почему же опять возникла щекотливая тема?
Вспомним некоторые события последних месяцев. Правительство Проди попало под огонь критики. В Италии растет разочарование в связи с курсом кабинета. Даже те, кто голосовал за левых, стали сомневаться в правильности своего выбора. На волне такого недовольства противники правительства вновь попытались раздуть шпионские страсти. В стране стали забывать и про «комиссию Митрохина», и про обвинения сенатора Гуццанти. Но, как говорят в шоу-бизнесе, тебя забывают — устрой скандал.
Политика — это не только искусство возможного, но и умение уничтожить конкурента вполне цивилизованными средствами, пусть и с налетом скандала. Заодно напомнив о себе.
Так бывает во многих странах. И Италия здесь не исключение.
http://www.nrs.com/news/world/usa/13040 ... 85046.html