Частные армии: угроза или благо
Россия присоединилась к закрытому клубу стран, разрешивших коммерческим компаниям использовать вооруженные формирования для защиты своих объектов. Что из этого получится? Западный опыт показывает, что "частные армии" часто становятся источником раздоров, коррупции и напряженности.
Прецедент с предоставлением "Газпрому" и "Транснефти" права держать свои частные армии наверняка в дальнейшем используют в свою пользу и другие крупные российские компании. Это выглядит естественным: российский бизнес развивается и его экспансия порой приходится на нестабильные регионы. Да что и говорить, если и в России собственность корпораций находится под угрозой терактов и акций саботажа.
Тому же "Газпрому" нужно будет обеспечивать безопасность строящегося газопровода в Южной Осетии, ряд транспортных проектов "Транснефти" также обременен политическими (и, следовательно, террористическими) рисками. Цепь терактов на объектах "Газпрома" и РАО "ЕЭС" двухлетней давности наглядно показала необходимость защиты.
В США подобные структуры существуют давно. После развала СССР многие сотрудники спецподразделений вооруженных сил и спецслужб остались без работы. Однако их связи и навыки оказались востребованы на рынке коммерческих услуг безопасности, объем которого неуклонно растет - особенно после известных событий 11 сентября 2001 года, после которых этот рынок
резко увеличился на 40%. По оценкам исследовательского центра Brookings Institution, в 2006 году в мире насчитывалось более 3 тыс. частных военных компаний, которые оперировали более чем в 100 странах мира, на всех континентах, кроме Антарктиды. Их годовой оборот достигает $100 млрд. (оценка 2004 года).
Во многих случаях отставники формировали свои компании - так, например, произошло с бойцами прославленного 32-го разведывательного батальона армии ЮАР. Такой выход оказался приемлемым как для профессионалов армии и спецслужб, которые не хотели заниматься ничем другим, нежели чему их учили,
так и для государства, для которого рынок охранных услуг оказался находкой, "стерилизующей" избыточную массу профессиональных диверсантов и разведчиков.
Кстати, последние не любят называть себя наемниками, за ними закрепился новый красноречивый термин - "контракторы".
Ныне фирмы, занимающиеся подобным бизнесом, предлагают сервисы в трех основных секторах. Во-первых, они занимаются выполнением боевых задач - от организации охраны до обеспечения тактической вооруженной поддержки и обслуживания сложной техники. Во-вторых, они действуют в сфере консалтинга и
обучения - в этих компаниях часто задействованы бывшие разведчики и военные аналитики. В-третьих, они действуют в сфере материального обеспечения и логистики (предоставление транспортных услуг, обслуживание военной техники,
организация работы солдатских столовых, прачечных и пр.).
По данным Ассоциации, в 2006 году 55% крупнейших компаний такого рода базировались в США, 27% - в странах Европейского Союза (в большинстве своем - в Великобритании), по 9% - на Ближнем Востоке и в Африке. В 2006 году эти компании заключили 62% контрактов с правительствами, 29% - с бизнес-структурами, 65 - с частными лицами, 3% - с неправительственными
организациями. Большинство работ они выполняли в Ираке, США, Афганистане, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Колумбии. В числе стран, где действуют эти фирмы, также названы Россия, Украина, Узбекистан и Азербайджан. Более половины всех сотрудников подобных фирм в 2006 году работали в Северной Африке и на Ближнем Востоке, 28% - в странах Американского континента, 16.6% - в Африке южнее Сахары.
Кроме крупных корпораций заказчиками услуг негосударственных структур безопасности выступают правительства разных стран. Как правило, это весьма деликатные задачи, в которых не могут быть задействованы регулярные войска - например, оказание военной помощи, минуя международные санкции, карательные операции, разведывательные и так далее.
Не удивительно, что среди заказчиков услуг контракторов неоднократно оказывались диктаторские режимы, сепаратисты, наркокартели и, как минимум, в двух случаях - террористические структуры, пишет Washington Profile.
Опасность контракторов в том, что рано или поздно они ставят себя выше закона, считает Ричард Мэй, ветеран вооруженных сил США, а ныне научный сотрудник Министерства Финансов США. По его словам, "не все контракторы плохи, но у них есть возможность совершать плохие поступки".
Кроме того, Мэй, работавший в свое время в Центре оборонной информации, отмечает крайне низкую прозрачность заимоотношений правительств с охранными структурами. "Министр обороны США несколько недель назад выступал в Конгрессе и заявил, что в Ираке находится 127 тыс. контракторов, - говорит Мэй. - Через месяц оказалось, что теперь их 180 тыс. По его оценкам, из
$55.5 млрд, потраченных Белым домом на восстановление Ирака, как минимум 20% легло в карман структур негосударственной безопасности".
"В американских средствах массовой информации мало говорят о грехах контракторов, - рассказал Мэй в интервью Washington Profile. - Когда я служил в Ираке, постоянно циркулировали слухи о совершаемых ими нарушениях. Говорили, например, что они выставляли "дутые" счета за свои услуги или непристойно себя вели с местным населением. Однако эти истории никогда не удавалось подтвердить".
Перекладывание части военных функций на частные фирмы - это новый тренд в развитии зарубежных рынков услуг коммерческой безопасности. Ожидает ли это и Россию? Вооруженные формирования "Газпромом" и "Транснефтью" очень похожи
именно на западных "контракторов", а не на привычные российские ЧОПы.
Во-первых, бюджеты этих госкомпаний позволяют нанять специалистов экстра-класса, а во-вторых вооружены они будут явно не по закону "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Как рассказал NewsInfo.ru исполнительный директор "Ассоциации международного сотрудничества
негосударственных структур безопасности" Анатолий Евдокимов, охранные структуры этих двух госкомпаний получат, в частности, автоматическое оружие, что невозможно для обычных частных служб безопасности.
Евдокимов сомневается, что в России эта практика будет распространена на другие компании. "До сегодняшнего дня служба безопасности предприятия - это абсолютно не регламентированная структура", - говорит наш собеседник. По его словам, упоминание о службе безопасности встречается только в "Воздушном
кодексе" в пункте о контроле за пассажиропотоком. "Причем, их права и обязанности вообще нигде не прописаны", - отмечает Евдокимов.
Сергей Малинин
http://newsinfo.ru/news/2007/08/prn_new ... hp?id_r=10
Тут как-то интересовались этими структурами... Но за рубежом. Теперь вот и у нас появились подобные формирования...
Мне особенно понравилось вот это вот место:
"Такой выход оказался приемлемым как для профессионалов армии и спецслужб, которые не хотели заниматься ничем другим, нежели чему их учили, так и для государства, для которого рынок охранных услуг оказался находкой, "стерилизующей" избыточную массу профессиональных диверсантов и разведчиков..."
И это действительно стало "головной болью" многих правительств.... Понасоздавали, пАнимАш, этих "всяких разных" спецслужб, а теперь не знают, куда девать всю эту прорву "специально подготовленных" людей - вот они и начинают принимать участие во всякого рода сомнительных аферах и предприятиях. Ранее не предусмотрели... А ведь, говорят, "спецы в штатском" выходят на пенсию в 45 лет" Самый деятельный возраст! А, кроме как "шпионить" и "ликвидировать" - они ничего другого не умеют...
Здесь бы нужен "системный подход" для решения этой проблемы. По типу как производители полиэтиленовых пакетов или автомобилей ЗАРАНЕЕ продумывают меры по их "последующей" утилизации, чтобы их "мёртвая масса" не загрязняла окружающую среду...