Лубянка – дом родной
Станислав ЛЕКАРЕВ
[Ф о т о]
[Автор – помощник начальника контрразведки СССР (1981 – 1984 гг.)]
30 марта 1918 г. газеты сообщали: «Сегодня Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией переехала в новое помещение на Лубянку, где раньше помещалось страховое общество «Якорь». С тех пор Лубянка – не просто название московской площади.
Я проработал на Лубянке (с перерывами на командировки) около 40 лет. Служил в разных подразделениях. Когда годами приходишь утром в одно и то же здание, оно становится для тебя родным. Истории, которые я расскажу, характерны для любого учреждения «с традициями». Но это все-таки Лубянка – и, значит, своя специфика.
Коридоры, окна, подвалы
СЕГОДНЯ ФСБ – комплекс служебных зданий. Понятно, самое интересное – «старый» корпус, где стены помнят еще Дзержинского. Москвичи этот дом знают. Добротный, классической архитектуры домина с массивными дверями-подъездами. Каждый вход ведет в ту или иную службу, но внутри коридоры общие. И например, знаменитый Рудольф Иванович Абель, чей кабинет был в нашем Первом Главном управлении (разведка), на службу ходил «через пограничников» – от его троллейбусной остановки их подъезд был ближе.
Лубянские коридоры – со множеством извивов, уступов и ответвлений. Пишут, что это с тех страшных времен, когда по зданию таскали арестованных и нужно было развернуть подследственного к стене, если навстречу вели другого. При мне оставалось от прошлого – красные лампочки над дверями кабинетов. Когда-то они включалась, если в кабинете шел допрос. Иногда раздавался сигнал, и все лампочки загорались разом. Что означало: сотрудникам зайти в кабинеты. Сейчас в коридоре будет посторонний – предупреждаем тех, кто не хочет «засвечивать физиономию»...
http://www.argumenti.ru/publications/6375