Агентура деловых спецслужб
Роман Базаров
Опубликовано в журнале "CIO" №4 от 04 мая 2007 года
По данным сайта «Технологии разведки для бизнеса», 61% предпринимателей используют те или иные разведывательные технологии. Собирается заняться этим в ближайшее время 32% опрошенных, 6% пока не обладают достаточными знаниями в этой области и лишь 1% (!) — никогда не намерены прибегать к этому инструменту.
Любопытно, что наибольшее количество опрошенных (35%) пользуется в бизнес-разведке открытыми ресурсами: Интернетом и традиционными средствами массовой информации. Им существенно проигрывают в популярности все остальные возможные источники получения разведданных в лице аналитических и детективных агентств, коллег-бизнесменов, клиентов и партнеров конкурентов, сотрудников организаций и т. д.
Специалисты новосибирской компании ДМОН, занимающейся решением проблем информационной безопасности, обращают внимание на то, что корпорации развитых стран мира всегда крали друг у друга экономические секреты. Причем сегодня экономический шпионаж поставлен уже на государственную основу. Наиболее часто объектом любопытства становились и становятся американские компании. Подсчитано, что государственные органы примерно 60 стран активно занимаются сбором секретной информации, принадлежащей, по американским законам, на правах собственности американским корпорациям.
Особенно преуспели в этом разведки Франции, Германии, Японии, в последнее время не отстают от них Россия, Китай и Южная Корея. В бюджетах многих стран предусмотрены расходы на эти цели. Разведданные собираются не только путем прямой кражи секретов из сейфов и лабораторий и подкупа компетентных сотрудников, но и при изучении открытых источников: контрактов между компаниями, сведений о банковских операциях, информации о событиях, которые могут повлиять на формирование цен на рынках.
Для получения промышленных тайн в ход идут слияния и поглощения компаний, совместные предприятия, международные программы обмена и общественные организации. Широко практикуется получение информации с применением информационных технологий: взлом баз данных, просмотр электронных сообщений. При этом не отказываются промышленные шпионы и от проверенного способа выуживания сведений — ознакомления с содержимым корзин для мусора.
Своим экономическим прорывом в значительной степени обязан промышленному шпионажу Китай. На любых международных выставках, особенно на тех, где представлены потребительские товары, всегда можно увидеть целый десант специалистов из Поднебесной: они не просто знакомятся с новыми разработками и отслеживают тенденции, а буквально перерисовывают выставленные образцы. Порой обувь или одежда новой модели сначала появляется в Китае, а не там, где эта модель была придумана.
Другой стороной деятельности «спецслужб» бизнеса является деловая контрразведка, призванная обеспечить безопасность функционирования предприятий, перекрыть возможные каналы утечки конфиденциальной...
http://www.cio-world.ru