Осторожно: «прослушка» наступает!
В Госдуму внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, предоставляющие правоохранителям фактически беспрепятственный доступ к базам данных сотовых операторов. Если законопроект примут, следователи смогут получать распечатки о звонках на мобильники не только матерых убийц и грабителей.
Номера знакомых и друзей граждан, обвиняемых по самым «безобидным» статьям Уголовного кодекса, также попадут в поле зрения органов. Противники этого нововведения предупреждают о неизбежной утечке конфиденциальной информации и опасности «тотальной слежки».
С инициативой наделить новыми полномочиями стражей порядка выступил на днях сенатор от Коми Евгений Трофимов. Законодатель предложил расширить понятие контроля телефонных переговоров и разрешить правоохранителям получать в компаниях сотовых операторов распечатки о входящих и исходящих звонках на мобильники «при расследовании уголовных дел по всем категориям преступлений на основании судебного решения».
По действующему УПК в получении такого разрешения следователь напрямую зависит от прокурора, который должен выдать санкцию на выемку у компании электронных носителей с нужной информацией. Трофимов же предлагает идти за разрешением сразу в суд. Эксперты уже сошлись во мнении, что в случае принятия поправок влияние прокурорских работников ослабнет, а вот сотрудники новоиспеченного Следственного комитета под руководством Александра Бастрыкина, напротив, почувствуют себя намного вольготнее. Правда, и времени на получение санкции суда у них будет уходить гораздо больше.
Впрочем, поправки взбудоражили депутатов Госдумы совсем по другой причине. Первый зампред думского комитета по безопасности, «справедливоросс» Геннадий Гудков признался «Росбалту», что отчасти не понимает «их смысла».
«Насколько мне известно, сейчас у правоохранительных органов и так нет проблем с получением любых данных о телефонных переговорах», — заметил он.
Парламентарий недоумевает, зачем вообще понадобилось расширять в законе понятие контроля телефонных переговоров, включая в него наряду с «прослушкой» и распечатки. Настораживает и то, что сенатор предлагает запрашивать у сотовых операторов списки номеров по делам всех категорий преступлений. А значит, в поле зрения спецслужб могут попасть контакты всех друзей и соседей как мелкого мошенника, которому грозит максимум два года тюрьмы, так и убийцы-рецидивиста.
«Вполне возможно, что это упростит работу следствия и позволит быстрее раскрыть преступление, — не исключает Гудков. — Но есть одна проблема: согласно документу, все номера телефонов из распечаток остаются на усмотрение следователя, который может записать их в протокол как контакты обвиняемых или подозреваемых лиц, так и не имеющих к этому преступлению никакого отношения».
С учетом сильной коррумпированности следственных органов это приведет лишь к «дополнительным злоупотреблениям», считает депутат. «Рынок» распечаток существует у нас уже давно, — отметил Гудков. — За 500-600 долларов фактически любой может сейчас получить все данные о входящих и исходящих звонках с нужного мобильника. SMS идут за отдельную плату».
По мнению депутата Госдумы, экс-прокурора Виктора Илюхина (КПРФ), с легализацией получения распечаток у правоохранителей появится еще одна возможность поставить интересующий «объект» на «прослушку».
«А это уже создание возможностей для широкого «вседогляда», — заявил парламентарий «Росбалту». — По сути этими поправками предлагается узаконить тотальную слежку».
По действующему законодательству «прослушка» считается незаконной лишь в отношении подозреваемых в совершении преступлений небольшой тяжести. То есть по тем статьям Уголовного кодекса, которые предполагают максимальное наказание – два года лишения свободы.
«По всем остальным преступлениям — средней тяжести, тяжким и особо тяжким — оперативные работники могут «слушать» без проблем в течение полугода, если есть санкция суда, — напоминает Гудков. — Сюда попадают не только убийства и, к примеру, терроризм, но и все экономические преступления, хранение оружия, незаконные банковская и предпринимательская деятельность. Даже по подозрению в порубке леса в сговоре с лесником на 250 тыс. рублей вас и ваших близких могут прослушивать!».
Хотя в беседе с корреспондентом «Росбалта» иные парламентарии откровенно признавались, что «не видят ничего страшного» в предложениях сенатора Трофимова и их возможных последствиях. По словам одного из народных избранников, даже в такой стране как Великобритания, известной своими глубокими демократическими традициями, в день «прослушивают» по тысяче людей минимум.
«Доходит до того, что на «перехват» берут тех, кто выбрасывает в неположенном месте мусор, — привел пример парламентарий. — У нас же пока до этого дело не дошло. Так что радуйтесь!».
Мария Шувалова
http://www.rosbalt.ru/2008/02/02/452843.html