Наш человек в Тбилиси
Эндрю Хиггинс
Пятнадцать лет назад был застрелен Фредди Вудрафф, резидент ЦРУ в Грузии, – напоминает издание The Wall Street Journal и вопрошает, не был ли это первый выстрел на новой холодной войне с Россией.
Как сообщает автор статьи Эндрю Хиггинс, Вудрафф получил пулю в голову. Через несколько часов полиция выявила подозреваемого – деревенского пьяницу Анзора Шармаидзе – и вскоре выдвинула простое и гладкое объяснение: произошла трагическая случайность. Так был урегулирован инцидент, грозивший стать помехой для продвижения Вашингтона на территорию бывшего СССР.
По словам корреспондента, Шармаидзе был признан виновным в убийстве и до сих пор находится в тюрьме. Сам он утверждает, что не убивал американца – его оклеветали. "Правительство все выдумало", – говорит он.
Издание утверждает, что на процессе над Шармаидзе в суд не были представлены улики, бросающие тень сомнения на официальную версию, а ныне главные свидетели отказались от своих показаний, утверждая, что указать на Шармаидзе их вынудили побоями.
Журналист предлагает искать разгадку в перипетиях шпионских интриг, которые развернулись на границах России после распада СССР. Американские разведчики двинулись в новорожденные государства, где ранее господствовала советская разведка, между тем как российские спецслужбы находились в состоянии хаоса: твердолобые шпионы и генералы продолжали считать американцев угрозой, вопреки своей номинальной лояльности к прозападному курсу Ельцина, пишет издание.
Газета утверждает, что при Вудраффе Тбилиси был гнездом интриг: крупная российская военная база, толпы бывших и не то чтобы бывших советских агентов, причем незадолго до гибели Вудраффа навещал по делам сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, которого вскоре разоблачили как глубоко законспирированного агента КГБ.
На фоне нынешней эскалации геополитических схваток на Кавказе горстка американцев, в том числе сестра Вудраффа и упрямый юрист из Хьюстона Майкл Пуллара, не теряют желания докопаться до причин смерти Вудраффа, сообщает журналист. Под давлением Пуллары грузинские власти заново допросили свидетелей.
В статье рассказывается о жизни и работе Вудраффа, пришедшего в ЦРУ после обучения в библейском колледже в Арканзасе. Он немного говорил по-русски, в Грузии хорошо ладил с местными: любил выпить, был "очень эмоциональным – совсем как грузины", – говорит бывший глава охраны Шеварднадзе Элгар Гоголадзе, а американец Томас Гольц, друживший с Вудраффом, называет его "одним из последних разведчиков ковбойского типа", охочим до безумных вечеринок.
Официально Вудрафф числился сотрудником посольства США по региональным делам и занимался, в том числе, обучением телохранителей Шеварднадзе и немногочисленного, но хорошо вооруженного элитарного подразделения "Омега", которое автор статьи называет американским ответом на силы "Альфа", обучаемые русскими.
Как сообщает издание, 8 августа 1993 года, под конец срока службы в Тбилиси, Вудрафф отправился на пикник вместе с Гоголадзе, его подругой и с еще одной женщиной – Мариной Капанадзе, барменшей из тбилисского отеля Metechi Palace, где жили сам агент и многие другие сотрудники посольства. В баре ее прозвали "черной Мариной" за красоту, черные волосы и предполагаемые связи со спецслужбами. Все четверо уселись в машину "Нива" и поехали на гору Казбек, что неподалеку от российско-грузинской границы.
На обратном пути в Тбилиси, пишет журналист, за окраиной города Натахтари раздался одиночный выстрел. "Я взглянула на Фреда и увидела, что голова у него какая-то странная. Тормози, тормози!" – вскрикнула Капанадзе, как потом она поведала на допросе в полиции.
Корреспонденты издания недавно побеседовали в Тбилиси с Гоголадзе, который ныне находится в отставке. По его словам, он немедленно заподозрил, что имело место преднамеренное убийство, но предположил, что охотились на него самого: "Я немедленно подумал, что это, должно быть, русские – они меня ненавидели". По словам Гоголадзе, он без промедления повез Вудраффа по ближайшим больницам и в итоге доставил в Тбилиси, но в пути агент скончался.
Как утверждает автор статьи, грузинский лидер Шеварднадзе, узнав об инциденте, поспешил приехать в свой кабинет и немедленно уволил Гоголадзе из своей охраны – как сам теперь говорит, за халатность.
По словам журналиста, показания свидетелей, собранные грузинской полицией вскоре после убийства, указывают на громадные расхождения между версиями: машина Гоголадзе, возможно, долго стояла на одном месте, неподалеку видели таинственную белую иномарку, у которой якобы спустило колесо, но после выстрелов она сразу уехала.
Гоголадзе утверждает, что, доставив Вудраффа в больницу, поспешил назад на место преступления – и случайно заметил троих до полусмерти пьяных мужчин, которых ранее видел на обочине, причем они имели при себе автомат Калашникова. Всех троих – Шармаидзе и двух друзей – арестовали и отвезли в "грузинский аналог КГБ", сообщает издание.
Сам Шармаидзе до этого почти целый год воевал против сепаратистов в Абхазии; по его словам, он подумал, что его арестовали за ношение незарегистрированного оружия – трофея на память об абхазских похождениях.
По словам журналиста, Шармаидзе утверждает, что на допросах его и друзей избивали кулаками и дубинками; это косвенно подтверждает тогдашний шеф полиции, говоря: "Конечно, мы нарушали права человека, времена были очень тяжелые". Через неделю после ареста Шармаидзе признался в убийстве.
По словам журналиста, агенты ФБР сильно усомнились в официальной версии, предположив, что Вудрафф был убит не в автомобиле. В итоге в задней части "Нивы" была обнаружена маленькая пробоина, но пули так и не нашли; значительная часть мозга Вудраффа оказалась удалена, что затруднило работу патологоанатомов в Америке. Гильза отыскалась, но при подозрительных, как сочли многие агенты ФБР, обстоятельствах.
Издание сообщает: в сентябре 1993 года американский военный Хилберто Вильяэрмоса, друг Вудраффа, сообщил ФБР, что Вудрафф выявил в Грузии ряд агентов российской военной разведки ГРУ и – цитата дословная – "был убит, чтобы дать понять: США не могут продолжать разведывательную деятельность" на территориях, которые Россия считает своими. А некий американский дипломат в Тбилиси поведал, что вскоре после убийства Марина Капанадзешепнула ему: "Помни – я шпионка".
Издание напоминает, что Олдрич Эймс, старый друг семьи Вудраффов, через полгода был разоблачен как российский шпион. На допросах он отрицал причастность к его гибели, но признался, что все эти годы передавал российской стороне буквально все документы, которые попадали ему в руки, в том числе рапорты Вудраффа о работе в Тбилиси.
На суд над Шармаидзе в 1994 году не были вызваны многие свидетели, в том числе женщина, которая могла бы обеспечить подозреваемому алиби, сообщает журналист. Шармаидзе был осужден на 15 лет тюрьмы; позднее за попытку побега срок продлили.
Решающую роль сыграли показания его друзей Гелы Бедоидзе и Геннадия Бербичашвили, арестованных вместе с ним в ночь убийства, – они заявили в суде, что у них кончился бензин и что Шармаидзе выстрелил по белой "Ниве", когда та не остановилась, пишет издание.
Ныне Бедоидзе на встрече с журналистом утверждал, что давал показания под диктовку следователей, так как его били и угрожали его семье. Он и Бербичашвили теперь, при пересмотре дела, взяли назад свои показания, сообщает издание.
Ссылаясь на слова Пуллары – вышеупомянутого юриста из Хьюстона, издание утверждает, что судебный процесс был сфабрикован, дабы поскорее закрыть дело и тем самым не ставить в неудобное положение Ельцина и Шеварднадзе, под которыми уже зашатались кресла.
Шеварднадзе, со своей стороны, опровергает версию Пуллары, утверждая, что Вудраффа убила "шальная пуля и точка", сообщает издание.
Журналист также поведал, что следователи из ФБР встретились с солдатом-наемником Владимиром Рахманом, который уверял, что Вудраффа заказали, а исполнителем, возможно, стал его коллега из Ростова-на-Дону. Причем Рахман упомянул, что агента ЦРУ убили пулей в затылок – эту подробность не знал никто, кроме узкого круга американцев, так как в грузинском протоколе вскрытия утверждалось, что пуля вошла в голову со стороны лба. В итоге, как сообщает издание, ФБР проверила ряд лиц на детекторе лжи и пришла к выводу, что инцидент был трагической случайностью.
По словам журналиста, за официальным запросом о возобновлении расследования стоят Пуллара и старшая сестра Вудраффа.
Следователь отмечает, что в отсутствие ключевых свидетелей – нынешнее место жительства Марины Капанадзе и тогдашней спутницы Гогоберидзе, госпожи Дарчиашвили, неизвестно – вести дело очень сложно. Что до Гогоберидзе, то он ныне уверен, что причиной убийства была случайная хулиганская выходка.
В заключение издание сообщает, что президент Грузии Саакашвили, который держится у власти в значительной мере благодаря американской поддержке, утверждает, что не имеет определенного мнения об убийстве Вудраффа – спустя много лет "докопаться до фактов очень трудно, и остается широкий простор для гипотез".
http://www.inopressa.ru/wsj/2008/10/20/15:42:07/tbilisi