ГРУ и СВР. Будущее разведки - будущее страны
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости
Информационная шумиха вокруг ГРУ продолжается - теперь о возможных серьезных изменениях в военной разведке пишут в таких официальных изданиях, как «Российская Газета», что обойти вниманием уже трудно.
В номере от 17 марта приводится информация о грядущей реформе российской военной разведки, которая коренным образом изменит ее облик. Между тем содержание этой реформы вызывает вопросы у многих специалистов.
Во-первых, сообщается, что в скором времени военная разведка может лишиться технической составляющей - спутниковую и радиотехническую разведку планируется передать СВР. Это решение мотивируется значительной нагрузкой, которую поддержание технической разведки возлагает на военный бюджет. В качестве примера подобного решения приводится США, где технические средства разведки сосредоточены в АНБ (Агентство национальной безопасности).
На самом деле здесь допущена ошибка - спутниковой разведкой в США занимается не АНБ, а НУР - национальное управление рекогносцировки - космическая разведка США, которая работает в интересах всех остальных разведслужб, включая АНБ, ЦРУ, РУМО (военная разведка) и др.
В этом заключается главное отличие американской схемы от предлагаемой - в случае передачи технической разведки из ГРУ в СВР равноправный доступ двух этих структур к средствам технической разведки отнюдь не будет гарантирован, а с учетом специфики задач ГРУ лишение этой спецслужбы спутников и радиоразведки значительно подорвет ее возможности.
Не говоря уже о том, что бюджетные деньги все-таки из одного государственного кармана, поэтому нет ни малейшей разницы, в чьей строке - ГРУ или СВР - будут заложены средства на техническую разведку.
Еще больше подорвать потенциал отечественной военной разведки способна другая реформа (слияние двух служб), о возможности которой также говорится в «РГ». В статье сообщается о том, что в некоторых структурах идет обсуждение слияния ГРУ и СВР, при этом ряд офицеров ГРУ якобы выступают за подобную передачу по причине более высоких должностных окладов в СВР по сравнению с военной разведкой.
Подобная реформа недопустима, из каких бы благих соображений она ни исходила. Как показывает военная и политическая история многих веков, государство не имеет права получать информацию о противнике и об обстановке в целом из одного источника. Этот источник может пасть жертвой дезинформации, собственной предвзятости, наконец - всякое бывает - жертвой некомпетентности или, чему также есть немало примеров - измены в собственных рядах.
Только наличие как минимум двух спецслужб, добывающих, анализирующих и интерпретирующих информацию независимо друг от друга, может дать гарантию достоверности информации, на основании которой будут строиться военные и внешнеполитические планы государства.
Кроме того, при внешней схожести, цели и задачи СВР и ГРУ во многом различны. ГРУ занимается сбором информации в интересах вооруженных сил, обеспечивая данными для работы генеральный штаб, который строит на основании полученных сведений свои планы. Задачи политической разведки, которой занимается СВР - во многом отличаются, и при слиянии двух разведывательных служб, командование армии мгновенно столкнется с острым дефицитом жизненно необходимых сведений.
Точно так же недопустимо было бы слияние двух разведок под крышей ГРУ - в этом случае с дефицитом политической информации столкнулось бы уже руководство страны.
Необходимость существования независимой военной разведки не оспаривалась даже в самое тяжелое и голодное время. Напомню, что прародитель ГРУ, служба под названием Регистрационное управление полевого штаба РККА (Региструпр) был создан в 1918 году, когда страна была охвачена гражданской войной, а контролируемая советской властью территория сжалась до минимума.
Независимость разведывательных служб стала одним из столпов государственной безопасности СССР - страны, по общему мнению, создавшей самую мощную и эффективную систему внешней разведки, как военной, так и политической. Спецслужбы и армия, доставшиеся Российской Федерации в наследство от Советского Союза, безусловно, должны меняться, чтобы соответствовать требованиям времени. Но базовые принципы, выработанные за многие столетия истории войн и разведок, не должны оспариваться.
Резкое снижение потенциала, а тем паче ликвидация ГРУ, как независимой структуры, по своим последствиям может быть сравнима разве что с полным односторонним ядерным разоружением России.
Отдельной проблемой является крайняя закрытость российских разведслужб от общества, которое практически не видит плодов их деятельности. Ни СВР, ни ГРУ не балуют граждан публичными докладами (самый свежий публичный доклад на сайте СВР относится к 1998 году), что сильно отличается от политики разведсообщества США, регулярно публикующего общедоступные материалы по различным темам. Возможно, пересмотр политики в этой сфере был бы полезен для лучшего понимания обществом целей и задач СВР и ГРУ.
http://www.rian.ru/analytics/20090318/165262036.html
Разведка теряет генералов
Военная реформа затронула ГРУ
Сергей Птичкин
["Российская газета" - Федеральный выпуск №4868 от 17 марта 2009 г.]
Самая закрытая структура Вооруженных сил оказалась в центре внимания прессы. Широкий резонанс вызвали предположения о серьезном сокращении главного разведуправления.
Масла в огонь подлила информация о ликвидации нескольких бригад специального назначения. И появившиеся в прессе предположения о том, что начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников несогласен с такой реформой и даже якобы несколько раз подавал рапорт об увольнении, который, впрочем, министр обороны не подписывал.
Что в этих слухах правда, а что домысел? И для чего затеяна реформа военной разведки?
В структуре Главного управления Генштаба, известном как ГРУ, действительно начались серьезные преобразования. Как и в других главках минобороны здесь идет значительное сокращение офицерских должностей. Оптимизация управленческих звеньев коснулась и подразделений ГРУ в регионах. Сейчас, к примеру, страсти разгорелись вокруг сокращения нескольких бригад специальной разведки. В частности 67-й, расположенной в Бердске.
ГРУ - самая закрытая структура минобороны, официальных комментариев его руководство не дает. Тем не менее получить вполне достоверную информацию о том, что происходит в недрах самой мощной разведслужбы России, в принципе не так уж и сложно. Многие бывшие высокопоставленные офицеры военной разведки сейчас занимают публичные должности, от комментариев, пусть и на условиях строгой анонимности, не отказываются.
Так что же происходит в ГРУ? Ситуация с бригадами была предсказуема изначально. По утвержденному еще в советское время штатному расписанию в каждом военном округе должна быть одна бригада специальной разведки. В результате слияний и укрупнений округов в некоторых регионах по две таких части. При этом штаты бригад сегодня раздуты, эффективность их управления упала. Поэтому-то руководство специальной разведки давно выступало за оптимизацию своих войсковых подразделений. И никакого противоречия по этому вопросу не может быть в принципе.
Единственная проблема - неминуемое сокращение генеральских должностей. Перспектива карьерного роста для любого офицера - важнейший стимул его добросовестной службы. Впрочем, и этот вопрос не стоит драматизировать. При значительном увеличении военных зарплат тех же полковников мечты о лампасах несколько поблекнут.
Если говорить о Бердской бригаде, то ее офицеры без средств существования не останутся. Каждому из них уже сейчас предлагаются вполне адекватные должности в других силовых структурах. Поэтому-то весь шум вокруг 67-й бригады - скорее всего не вполне добросовестный пиар.
Начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников по складу своего характера, как утверждают люди, хорошо его знающие, никогда на конфликт со своим прямым начальством не пойдет и рапортов об отставке на их стол бросать не станет. При этом человек он не робкого десятка, воевал в Чечне, где был тяжело ранен, за боевые заслуги удостоен звания Героя России. По своему статусу относится к лицам, непосредственно участвующим в принятии важнейших решений. Одно из таких решений сейчас и прорабатывается. Именно оно, скорее всего, и дало повод для домыслов. Речь идет о возможном переподчинении отдельных структур ГРУ Службе внешней разведки.
В настоящее время только ГРУ располагает космической и радио-технической разведкой. Поддерживать хай-тек разведку - дело очень дорогостоящее, значительно обременяющее военный бюджет. И, может быть, действительно разумно отдать все это коллегам в СВР. В США техническими средствами шпионажа вообще распоряжается отдельная служба АНБ - агентство национальной безопасности.
Говорят, что существует и более радикальное предложение - все ГРУ в полном составе передать СВР. Идею эту, кстати сказать, активно поддерживают многие офицеры высшего аппарата Главного разведуправления. Мотивация простая. Должностные оклады в СВР многократно выше офицерских зарплат военных разведчиков. И слияние двух разведок объективно приведет к значительному улучшению материального положения гэрэушников. При этом сухопутный спецназ может быть подчинен главкомату Сухопутных войск, а морской - Главному штабу ВМФ.
Как будут развиваться события и какой облик примет разведка, покажет ближайшее будущее. А поскольку от того, насколько достоверной информацией о планах наших вероятных друзей и потенциальных недругов располагает высшая государственная власть, прямо зависит безопасность самого государства, то реформа разведки не может не касаться гражданского общества России. Поэтому-то публичные дебаты вокруг того, что происходит в недрах самых секретных служб, неизбежны.
http://www.rg.ru/2009/03/17/razvedka.html
Служба внешней разведки. Историческая справка
http://www.rian.ru/spravka/20071006/82763235.html
90 лет ГРУ: юбилей военной разведки
http://www.rian.ru/analytics/20081105/154454162.html