Моргенштерн писал(а):Еще прискорбнее, что такая вот ненаучная фантастика выходит под "крышей" (в хорошем смысле) того же клуба ветеранов госбезопасности. Помните два года назад книжку Рудакова о "Секретных программах Третьего Рейха" с кучей бредятины внутри?
Книг, такого свойства, теперь читаю мало. Можно сказать не читаю вовсе - только самое неотложное к "ремеслу". Некогда.
Однако тут определённо следует разбираться не персонально с "авторами" и их творческой мет
Одой - но с принципиальными вещами.
"На лице проблемы... - как говорил Мамардашвили -
...болезненный след ФИЛОСОФСКОЙ травмы"Прав классик -Уважаемый Моргенштерн.
Так что, давайте-ка отделим «ложь», ото Лжи.
Что, объективно, живёт-бывает в «литературно-эпистолярной природе»? А что только «попадается»? Что тому и другому ЦЕНА?
БЫВАЕТ ЧТО, по грустному замечанию Натан - Яковлевича Эйдельмана:
«...разные специальные службы, во временах, сами себя переБЗДЕВАЮТ.» Он это замечательно обнаруживал в т.н. «устном предисловии» (лекции) к собственной книжке: «Грань Веков». На примере «лунинского дела». Это когда «не по деЦки» разбиравшаяся с декабристами Царская Охранка, на предмет «оперативного легендирования» - т.е. прикрытия - своих «агентурных источников», написала / фальсифицировала /
«компроинспирировала» / придумала - полнометражную, ПАРАЛЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ – вообще. И особенно его «секретно - подготовительного этапа», в частности.
Со временем... (соглашусь – исторически ДЛИННЫМ временем) ...когда физических участников дела, давным–давно уже всех Бог прибрал – т.е. спросить «словами» оказывалось не с кого - а действительные документы, наконец, раскрылись пытливому сообществу историков, выяснилось, что в природе есть ДВЕ РАВНО – ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВДЫ.
Две «бумажно» РАВНОДОСТОВЕРНЫХ ВЕРСИИ. И какой / которой из них верить «на слово» - дело единственно Вашего, авторского чутья?...или впечатлённости, от тоже очень разных, субъективных тоном, смыслом и фактом, частных писем: «Из глубины сибирских руд»?
БЫВАЕТ ЧТО – напротив – все соучастники обстоятельств живы и, по годам, умеренно здоровы. Но одни из них строчат мемуары, плодовито да своевременно, а другие – до поры – «эпистолярно» молчат, как зарезанные. И когда начинают, наконец, говорить, под «пыткою деньгами» приставучих журналюг, то немедленно обнаруживается:
«...что в действительности всё было совсем не так, как на самом деле...»Мало мусоленный пример – главное "доброе дело" жизни Пал. Анатольевича Судоплатова – убийство им Коновальца.
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, нет решительно никаких причин не верить много - переизданным, подробным, теперь уже бесспорно «академическим в жанре» - мемуарам. Где, на внимательный глаз – сознаюсь, – всё же «царапает» невнятность мотива его отказа от первого плана проведения теракта на кладбище Монтпарнас? И особенно то, что он принял это решение единолично. Ещё, согласитесь, неочевиден скоропостижный отъезд из Ротердама немедленно после «острого мероприятия», в Париж, поездом, «господина – исполнителя», которого для эвакуации специально ждёт отдельный пароход. (Воля Ваша, но менторски - зажеванные экивоки про «отвлекающий кульбит» - персонально не впечатляют.)
Это вот - с одной стороны...
...А
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ... мелконькая, пугливая миру, старушка – вся «одно печёное яблочко» - при собственном садике подпарижского Санлиса, которая провалившимся в глубокий пассив, чужим уже, но всё ещё сносно – русским языком, ЛОГИЧЕСКИ - ЖЕЛЕЗНО рассказывает ПОЧЕМУ ДЕЛО, КОНЕЧНО, случилось иначе. И почему говорить или писать «об этом» ей не следует.
«...ни теперь, ни потом, никогда...» И легендарный, серебряный, стреляющий, портсигар НКВД «солнышко», без выверченного – со слов – персонально Пал. Анатольевичем – однозарядного стволика. (
«Если что – для себя...») Вот он на табурете под деревом. И набор трёх револьверов «Лефоше» - легендирующих покупку патронов разных калибров – тоже тут, от чуланчиковой пыли оттёртый...
...и Поляковы, в склепе которых – если помните - предполагалось прятать оружие, до поры до времени - оказывается её то собственные, дальние родственники -
«...было даже брала ключи, но...»...и, откровенно помятый ежедневным «Бордо», сын, ладящий судовые холодильники где-то в Гавре:
«...он моложе был очень похож...»И всё это нужно тянуть из неё «клещами за уши». И, если бы не подружка – ровестница, зазвавшая на чаи, так – уверяет - и ни почём ни стала бы признавать - признаваться.
Бог с ним - Уважаемый Моргенштерн – с Судоплатовым. С его службами – дружбами, да литературным наследием. Непреходящим Коновальцем и проходными, наоборот, бабами по молодости лет? (Действительными или «самооговорёнными» подружками?)
Не о них разговору скорбь.
Как велите со всем этим поступать т.с. В ОБЩЕМ, ВИДЕ? Остранясь от прецедента и материала?
В ремесленно - историческом ПРИНЦИПЕ?
РАССУДИМ:-- Могла сельская учителка российской словесности при эмигрантской школе, забрюхативши на стороне, приглядеть по газетам наречённого «Чегевару» в отцы байстрюку от обывательского, пейзанского позора?
--Запросто.
У обиженных французскими, «нансеновскими паспортами-картонками» нищих, питерских интеллигентов первого исхода, сменовеховство – идея отмщения за нужду вождям белого движения – кипело в мозгах и на собраниях задолго до «глОбовского» Сергея Эфрона. Так что Коновалец, по ней, зло. А Советы - земля трагического исхода. Прозрение лагерем «Борегар» приключилось в 45м. А в тридцатых, «шамбр – де – боны» шепотом читали друг другу вернувшегося Горького. Потом, снующего туда - сюда, Бабеля.
-- Могла баба, «в защиту чести пуза», придумать себе историю, про русского бомбиста? Подобрать на «пюсах» или в «Лепаже» дешевенький револьверный набор, да «аксессуар»? А после, за временами или «айзенмером», в само-сказку истово поверить?
-- Могла.
-- А может, что дело сугубЕе? Знает оперативную работу, поскольку сама собою стояла «на связи» у «хлопцев при парке Мансо»? (Архивы косульской «службы» СССР, как известно, торопливо сожгли в ночь прихода немцев в Париж. Иди теперь свищи?)
Как поступать, когда несколько ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ участников историческому событию непроверяемо говорят и пишут ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВЕЩИ? И можно ли, нравственно ли, писать об этом «литературу»? (Изв. за выр.) Категоричней сказать – ИСТОРИЧЕСКУЮ литературу?
Не замечали? Т.н. общепризнанная версия, обыкновенно, просто прежде других «сюжетно» и логично обнародованная. А, случается, так и «не логично»...
«...кто раньше встал – того и тапки»? «...а старожилы - как известно –
НЕ ПОМНЯТ» Они не помнят, но писатель – то, "внутренним зрением", должен?
Ему, по справедливости, иначе денег больше платить не за что.
Или он – писатель – таки, по Вашему, «...мати-истории субъективный судья»? Если так, как потом на себя поутру прикажете в зеркало глядеть?
СЛУЧАЕТСЯ ЧТО, дело ещё горше. Что вы сами, когда-то прежде – раньше, оказались участником событию
«биографически».
Что коллеги –например - подозревали Вас, один Бог знает, в чём – пытались «наружить» - «оперативно раскрутить-разработать» - спровоцировать – поймать. Потом «туфтою оттуфтились» конечно, и формально, извинились извинительно, но многотомный, документальный осадочек в подвальных глубинах, остался. И вот, такой же точно, отставной оперативный работник - нынче Российский столп кинотворчества – добравшись, как-то до архива, накропал – ПО ЭТОЙ ВЕРСИИ - биографический роман. И биография там, не его собственная – но ВАША?
При первом издании книжицы, пятнадцать лет назад, авантитул, стыдливою нонпарелью, красило посвящение, с действительными, «паспортными», фамилией, именем и отчеством. И заочным извинением-кивком на
«...литературную обработку ДОКУМЕНТАЛЬНОГО материала». Впрочем, в самом – собою теле текста, главный герой зовётся тоже «с разницей в две буквы» - для общих знакомых... с фабулой дела вполне узнаваемо.
Все эти пятнадцать лет нет-нет подворачивался «издатель – доброжелатель» - НАПИШИ. Напиши, как таки было дело?
По журналистски его понимаю.
В Советском Союзе не часто «брали в разработку» Секретарей ЦК Компартии союзных республик, пусть и бесфамильно, опосредованно - через их ближайшие связи. Тем более редко доверяли оперативное сопровождение таких дел молодым, сотрудникам. А уж что бы их потом, самих – «понятно почему» - подозревали / стремглав «тянули» под шпионаж...
Прежний, НЕпосредственный начальник / подполковник - теперь двухвёздный генерал – с которым, сидя через коридор, случалось,
«разговаривали в тон и в голос» -- литературно хаять отказался. Хотя навалял с тех самых пор полтора десятка – на персональный вкус - безнадёжно слабых книг. Две приходилось, вскользь ЧЕСТНО рецензировать. И был убеждён – с тех пор - не подадим, случись увидеться, друг другу руки.
Ошибся. Стыдно.
Бывший вечный сосед по кабинету, где велись с ним, как кошка с собакой за любую скрепку, белобрысый рубаха капитан - теперь первый зам Ген. Прокурора – в бытность, по нужде, соучастник обыска нашего с ним общего сейфа «собкой» - в касательном разговоре, на прямой вопрос, соврал журналисту про дело:
«...не упомню...» Журналист об этом спустя три года протрепался письмом, а он - НЕТ.
В общем:
«...оказались мужики – МУЖИКАМИ» Теперь вот «кинодеятель» дорос - наладился лудить, сам с собой, кино – про «шпионов». Тридцать лет миновало – все секреты, де коту под хвост.
А «издатель – доброжелатель», повадился опять толкать под локоток – напиши да напиши «историческую ПРАВДУ». (Толи «на Трофима»* разводит?) Толи и вПРАВДУ, в человеках не понимает ни хрена?
РЕЗЮМЕ:
Не сетуйте-ка на них – Уважаемый Моргенштерн – на Ваших господ
«чистых сочинителей» при ровном месте. Они сравнительно не вредные. Они
«литературному историзму», суть, меньшее из зол.
Пусть им...
«...на пустом песке злого злака не вырастить. Поскольку на песке вообще ничего не растет» ©Вы бы - если хватит «длинны руки» - хоть «устарело – разгрифованные» ЭВЕНТУАЛЬЧИКИ, бы к бородатым «А-мероприятиям» полистали.
(Т.н. «сценарии» / «синопсисы» утверждённых, официальных версий действительных событий новейшей истории.) А рядом их настоящие «отчёты с полей» - т.н. ПОЛЕВЫЕ. Которые "по гамбургскому счёту". Да планы ОРМ / ОТМ к ним. Да сравните сравнительно первое, второе и третье...
...«ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ»
Это то, что спустя ровно пол века ЗАСЛУЖЕННО станут историческим гумусом числить. На этих «документально – исторических фактах» прорастёт «ОБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ», пробелы и пунктиры, штрихи и краски, про нашу с Вами ЭПОХУ. Кланяюсь.
N .B.( * ) СНОСНАЯ СНОСКА:«разводить на Трофима» -
(«задвигать Трофима»?) Иногда ещё говорят – «ГАРФУША», думаю от «графоман»? Или т/н «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЁМ» - т/е «приняли за литературу», наверное?) - тактический приём ОРД, когда разрабатываемого, оперативным путём подталкивают написать автобиографический «роман». И он, распираемый собственной значимостью «гения», пишет подробную «повинную» своею, собственной рукой. По этой линии, замечены случаи «аберративного ввода» способом инсталяции - «полнометражной постановки» настоящих съемочных групп «на пленере» городского квартала. На которые «фигурант» нечаянно натыкался... начиная, по собственной инициативе содействовать «кинопроцессу» в качестве «консультанта». Дальше – сценариста.
«Оперативные развития» такого «сотрудничества» - думаю - понятны.