Черчилль приходом к власти обязан шпионке из России?
Таинственная русская красавица, она же нацистская шпионка, могла быть повинной в одном из самых тяжелых поражений британской армии во Второй мировой войне, если верить только что рассекреченным документам разведки МИ5.
Судя по архивным материалам, бывшая балерина, известная под именем Марина Ли, сумела проникнуть в штаб-квартиру сил союзников, брошенных в Норвегию для освобождения страны от гитлеровской оккупации, и передать немцам секретные документы.
Уже после войны МИ5 в течение трех с лишним лет пыталась выйти на след танцовщицы, однако так и не сумела этого сделать - и, следовательно, до конца разобраться в этой истории.
Слова агентов
В апреле 1940 года в Норвегию, захваченную немцами в ходе молниеносной операции, был направлен англо-французский корпус. Его задачей было выбить вермахт из страны, однако союзники потерпели сокрушительное поражение, от которого долго еще не могли оправиться.
Результатом этой военной неудачи стало падение британского правительства, которым руководил Невилл Чемберлен, и появление во главе коалиционного кабинета Уинстона Черчилля.
Однако почти через два года после этих событий появились первые предположения о том, что ответственность за поражение несут не только генералы коалиции, проявившие некомпетентность при планировании операции.
В январе 1942 года Герт ван Вийк, немецкий агент, перевербованный британцами, пересказал, по его собственным словам, "поразительную историю", услышанную им от другого раскрытого агента по имени фон Финкенштейн.
Если верить этой истории, немецкому генералу Эдуарду Дитлю, в руках которого были ключи от норвежского порта Нарвик, грозило почти неминуемое поражение от корпуса, которым командовал британский генерал сэр Клод Окинлек.
"Чтобы разведать планы Окинлека, немецкая разведка направила в его штаб в [норвежском городе] Тромсе или где-то рядом женщину, русскую по происхождению, но путешествовавшую по шведскому паспорту, красивую, замужнюю или разведенную, которая сумела раздобыть детали плана Окинлека и вернуться назад, - сообщал ван Вийк. - С этими подробностями на руках Дитль сумел перегруппировать оборону и одержать победу над Окинлеком".
"Высокая, с великолепной фигурой..."
Что касается имени женщины, то фон Финкенштейн, рассказывая эту историю, не был готов его назвать.
"Он спросил меня, встречал ли я в Мадриде некую красотку, - и описал ее: блондинка, высокая, с великолепной фигурой, с изысканными, несколько жеманными манерами", - рассказывал ван Вийк.
Однако уже через несколько дней фон Финкенштейн все же сказал, что зовут ее Марина Ли, что она замужем и что отчество ее - Алексеевна.
"Ее родителей убили большевики, а она сама бежала в Скандинавию и вышла замуж за норвежца, - говорил ван Вийк людям из британской разведки. - В России она училась на балерину, а в Осло некоторое время руководила балетной школой. Люди, знавшие ее, говорили, что она очень любила гадать на картах. Она была очень ценным и опытным германским агентом".
Лондон был заинтригован, особенно в связи с тем, что некий тайный источник МИ5 подтвердил: есть некая женщина, немецкий агент, муж которой - инженер по фамилии Ли. Вероятно, речь идет именно о ней?
Британская разведка попросила заняться этим делом подполковника Робина Стивенса по прозвищу Жестяной Глаз, коменданта центра дознания "Лагерь-020" на западе Лондона, в котором содержались ван Вийк и фон Финкенштейн.
"В настоящий момент ввиду чрезвычайной секретности и неясности нашей информации почти невозможно дать Герту ван Вийку какие-либо инструкции по поводу нитей, которые помогли бы раздобыть больше информации, - писал один высокопоставленный офицер МИ-5. - Тем не менее, мы хотели бы, чтобы его поощряли на продолжение бесед с Финкенштейном".
Чего стоят показания Доллара
В ноябре 1942 года от другого перехваченного немецкого агента, КС Хансена, тоже содержавшегося в "Лагере-020", поступила информация, которая, вероятно, подтверждала историю фон Финкенштейна.
"Хансен знал, что Марина Ли достала планы Окинлека во время битвы на севере Норвегии и передала их Дитлю, который, благодаря этому, его разбил, - сообщала МИ5. - Фактически он подтвердил удивительную историю, рассказанную Финкенштейном".
Однако больше никакой информации по этому поводу не появилось - вплоть до конца войны, когда французская разведка допрашивала еще одного немецкого агента, по имени Джон Доллар, который заявил, что знал Марину Ли.
Доллар сказал, что ее девичья фамилия была Губанова и что она вовсе не бежала от большевиков, а училась балету в Москве и лично была знакома со Сталиным и другими руководителями СССР. Она, по словам агента, даже участвовала в гастролях советских балетных трупп и посещала разные европейские города, в частности, Лондон.
Несмотря на то, что она не жила с мужем, норвежским коммунистом, она все же переехала в Норвегию. И именно там, если верить Доллару, вскоре отказалась от своих коммунистических убеждений.
А когда пришли немцы, ее взяли в германскую военную разведку "Абвер", и она выполнила целый ряд заданий генерала Дитля. При этом, однако, Доллар ни словом не упомянул кражу британских военных планов.
Назад в СССР?
Впоследствии у загадочной русской возникли проблемы с гестапо: кто-то услышал, как она назвала вором Видкуна Квислинга, главу марионеточного норвежского режима, существовавшего под нацистской оккупацией.
Однако, судя по всему, гестапо решило воспользоваться Ли: ее направили в испанскую столицу с заданием шпионить за офицерами антигитлеровской коалиции, частенько появлявшимися в мадридском Палас-отеле.
Сообщение французской разведки обрывается на описании ее внешности: "стройная, очень светловолосая (натуральная), серо-голубые глаза, очень красивые ноги".
В Испании, похоже, она оставалась до самого конца войны. Тем не менее, МИ5 беспокоилась, что впоследствии, в годы холодной войны, Марина Ли могла всплыть где-нибудь с новой легендой - и заниматься шпионажем в пользу Советского Союза.
В 1947 году во все морские и воздушные порты Соединенного Королевства было передано сообщение: если эта женщина попытается въехать в страну, необходимо незамедлительно поставить в известность МИ5.
"Поскольку разумно предположить, что русские будут эксплуатировать подобные остатки немецкой разведки, если посчитают их подходящими для собственных целей, а также ввиду предвоенных советских связей Ли, я думаю, логично и далее считать ее потенциальной угрозой безопасности", - писал тогда один из офицеров.
Однако Марина Ли так никогда больше и не появилась в поле зрения британской разведки, и истории о ее невероятных достижениях в области шпионажа так до сих пор и остаются непроверенными...
http://www.bbc.co.uk/russian/life/2010/ ... _spy.shtml