Искусство и антиискусство
В наши дни пропаганда и идеологическая обработка достигли беспрецедентного за всю историю апогея. Основываясь на несколько идеологических опор, правящая система провозглашается концом истории. Государственные решения являются "безальтернативными", а улучшения подразумеваются только в смысле еще более глубокого погружения в грязь распада и декаданса. Хотя каждый и знает, что система плоха, но он просто не знает лучшей и, следовательно, решается потребовать только еще больше демократии, так что все снова будет хорошо и лучше.
Последствиями этого положения являются разложение естественно выросших, истинно живых структур и разрушение всего, что когда-то вдохновляло европейские народы и позволило им развиваться. Во многих областях жизни, как, например, в семейной жизни, где распущенность и разводы стали обычным явлением, это очевидно, и даже сам современный человек теперь уже сомневается в правильности своих взглядов. Причины этого «уже», к сожалению, менее связаны с тем, что он постепенно просыпается, нет. Скорее всего, культурный процесс деградации сейчас зашел настолько далеко, что включились глубинные, внутренне свойственные европейскому человеку набатные колокола.
Однако есть область, которая хоть и действительно необходима для возрождения Европы, но одновременно даже сегодня, когда многие уже хвастаются тем, что они "пробудились", даже и близко не исчерпана: искусство. Если мы не возродим искусство, мы действительно можем "бодрствовать", но останемся при этом лежать в постели с закрытыми глазами.
То, что происходит с искусством и вокруг него со времен Французской революции, не знает себе равного в трагической истории цивилизации как в отношении быстроты, так и в отношении многообразия деградации. Как чума, новый либертарианский дух распространился из подавленной им Франции по всей Европе.
"Где чистое потребление наталкивается на конечность
Так следующими изничтожаются соседи."
Утешительной, но в то же время почти циничной перед лицом враждебных сил представляется сегодня уверенность, что возрождение истинного искусства само по себе возможно потому, что у людей нет какой-либо связи с антиискусством системы. Дипломат договаривается с ним и проходит, впечатлено кивая головой, с веселящей смесью уважения и непонимания на лице, мимо "произведений искусства". Обычный человек живет по принципу одного крылатого рейнского выражения, со всей грубоватой прямотой этого диалекта: "Это искусство или это можно выбросить?"
Если искусство от античности до европейского искусства в конце войны, еще всегда обладало, по крайней мере, двумя измерениями, а именно эффектом от их появления, а также прекрасным переживанием с одной стороны, и, во-вторых, знаменитым глубоким смыслом, то сегодня у него нет ни того, ни другого. Если
римляне наверняка не уступали грекам в чисто технических навыках, то, тем не менее, они уступали им в громадности того, что происходило в Греции уже за рамками чистого изображения. То же самое относится в наше время, вероятно, например, к соотношению ренессанса, барокко и классицизма. Если ренессанс и
классицизм воодушевляют даже сегодня, то созданное в истинно архетипическом барочном стиле в большинстве своем воспринимается как безнадежно преувеличенное, как бессмысленная дегенерация, и к нему относятся соответствующим образом.
Вырождение как таковое можно найти везде, где есть культура. Так же, как подразумеваемая высоконравственная жизнь может выродиться соответственно и самым непосредственным образом в сексуальность, так, конечно, также может выродиться и искусство. Особенно в народно-националистически настроенных кругах "дегенеративное искусство" в связи с известной историей этого термина стало крылатым выражением. К сожалению, сомнительно, однако, что большинство товарищей действительно правильно усвоили эти слова. В противном случае вряд ли можно объяснить то, что до сегодняшнего дня, когда это понятие и якобы связанная с ними ясность уже так долго ходят по кругу, до сих пор не произошла никакая этническая культурная революция.
Например: Брекер есть Брекер. Имя этого скульптора знакомо многим, его монументальные скульптуры украшают сайты в Интернете и логотипы множества национально настроенных сообществ. С Арно Брекером связано многое. Он был известен как один из самых любимых художников Гитлера, он создал статуи
поистине сверхчеловеческого вида и формы и в значительной степени нес ответственность за внешний вид столицы Рейха. Вполне понятно: это должно было быть большим искусством. Просто Брекер это Брекер.
Но мало кто знает, однако, о тесной дружбе, которую Брекер, хоть и уже после войны, поддерживал с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали, и с евреем по матери художником Эрнстом Фуксом, и что они в значительной мере вдохновляли его. Брекер говорил о Фуксе, что в нем мы видим «культуру, появившуюся три тысячи лет назад, которую он представляет в своих произведениях». Мы думаем о
знаменитых словах Гёте:
«Кто за три тысячи лет не научился нести ответственность,
Тот пребывает во мраке, неопытный, и может жить изо дня в день".
Мы видим, что искусство не знает – если вы согласны видеть в Гёте и Брекере знатоков искусства – черно- белых изображений, где произведение может быть привязано только к имени. Конечно, за каждым именем стоит своеобразность, и повседневное суждение всегда связывается с обобщением. Но здесь вопрос больше касается понимания сути искусства.
Другой пример дегенеративного искусства дает, например, сам Гёте, Если бы он остался поэтом только периода «Бури и натиска», он сегодня был бы никто, или только одним из многих. Еще продолжающееся восхваление его «Прометея», которого так часто и грубо пародировали в народе, не может быть объяснено
иначе, как в ослепительном свете того, что он создал позже. Это грохочущее в свободной форме "стихотворение" претендует на бунтарство, хотя оно на самом деле полностью следовало «мэйнстриму» того времени и во многих аспектах является лишь показушным, внешним эффектом. Тюрингский, незаметно уже процитированный выше, и впрочем, еще более чем живой бард Уве Ламмла как-то сказал: "Если бы этот поэт отказался от высокомерной дерзости применить тут свою собственную форму, и избрал бы какую-то традиционную форму, он не смог бы защититься от осознания того, что это стихотворение состоит из банальной и абсурдной болтовни".
Само собой разумеется, хорошая декламация стихотворения о Прометее передает сильное чувство, властное высокомерие, как, собственно, вообще хорошее чтение стихов многое может спасти в поэзии, то, что, в общем-то, и не стоило бы спасать. То, что Гёте делал тут в своей молодости, это то же самое, что сегодня стало постоянным состоянием самодовольной культуры индивидуалистов: собственное
высокомерие скрывает фактические глупости. Десятилетия спустя тот же самый Гете, когда он уже давно признал свою ошибку, снова поставил памятник этой позиции, когда он позволил своему Мефистофелю так воскликнуть в адрес надменного бакалавра:
«Иди себе, гордись, оригинал,
И торжествуй в своём восторге шумном!
Что, если бы он истину сознал:
Кто и о чём, нелепом или умном,
Помыслить может, что ни у кого
В мозгу не появлялось до него?
Но это всё нас в ужас не приводит:
Пройдут год, два – изменится оно;
Как ни нелепо наше сусло бродит,
В конце концов является вино».
Как все хоть и подвергается изменению со временем, но одновременно также любые изменения остаются связанными с чем-то существенным. Пусть море и формирует берег бесконечным и, возможно, всегда только односторонним способом, но море всегда остается морем, а берег тоже всегда остается берегом.
Как бы банально это ни звучало, в этом и заключается истина, которую слишком часто забывают в наше время: не создается ничего, что было бы действительно новым – или, пользуясь современным выражением, "другим". Гёте и тут тоже находит грубоватое, но меткое выражение:
«Ты значишь то, что ты на самом деле.
Надень парик с мильонами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь всё таким, каков ты в самом деле».
Пусть нынешнее падение цивилизации и сопровождается высокими небоскребами, но само оно будет оставаться тем же самым, потому что точно так же, как оно когда-то утащило в бездну Афины и Рим, оно так же парализует последние конвульсии европейской империи. То, что мы переживаем сегодня, это не более, чем конец одного и того же - хотя, возможно, прерывавшегося в ходе известных попыток спасения – по сути продолжавшегося на протяжении веков распада, последний этап постепенного ухода в иной мир, медленного разложения.
Если вы подумаете о Европе, как о некогда великом пламени, то в настоящее время от него осталась лишь кучка пепла, которая тихо разрушается внутри себя самой. На этом фоне нужно рассматривать также весьма популярные в консервативных кругах слова Густава Малера, что традиция означает не поклоняться золе, а передавать огонь. Когда Европейское Действие в своей Цели 7 говорит, что связи со старыми традициями должны быть возобновлены, это не означает возвращения к внешним обстоятельствам двадцатого, девятнадцатого или какого-то другого века. То, что здесь – и, в частности в том, что касается искусства – имеется в виду, это мысленное возвращение к праевропейской сущности белых людей.
"Священное пламя пылай, пылай и никогда не затухай".
Это, в конечном счете, и есть то, что для мнимых художников и знатоков искусства сегодня является столь невыносимым бельмом на глазу. В течение тысячелетий они с усталым зевком снова и снова видят одно и то же. Тот любит это, та любит другое, там размахивают мечами, а тут борются с монстром, и все они в отчаянии от того или иного с обильными слезами уходят к смерти. Так или похоже можно думать об искусстве повествования. Для визуального искусства то же самое может быть верным в других формах. Там герои всегда сильны, женщины всегда красивы, и ничего не может быть без пафоса.
Этим современникам можно только противопоставить слова Генриха Гейне, который, как известно, хотел видеть будущее Германии в ночном горшке. В своем «Путешествии по Гарцу» он так пишет о пейзаже:
«Правда, если любви нет в сердце созерцающего, то и целое может представиться ему довольно жалким - тогда солнце всего лишь небесное тело, имеющее столько-то миль в поперечнике, деревья пригодны для топлива, цветы классифицируются по своим тычинкам, а вода - мокрая».
Это любовь, о которой Гейне еще мог говорить, полностью, совсем, отсутствует у сегодняшних зрителей. Следствие их размышлений об искусстве на самом деле не то, чтобы помолчать и подумать, может ли в этом, по сути, очень похожем друг на друга искусстве быть какое-то истинное ядро, вокруг которого все вращается в духе своего времени. Скорее, можно сделать вывод, наконец, что, так как ум и тело освобождены, слава Богу, что-то существующее здесь придает выражение неписаной претензии системы как «конца истории». Результат известен. Впрочем, не только результат является негодным, но уже и сама основная позиция. Сравнением может служить предмет, которым занимается Цель 3 Европейского Действия, а именно вопрос иностранцев. Предлагаемая системными средствами массовой информации догма состоит в том, что иммиграция и смешивания это хорошо. Что ж, вполне объективно, это гипотеза, такая же, как и все другие гипотезы. Дело в том, однако, что даже одно то, как энергично, фанатично и,
впоследствии, по-инквизиторски эту гипотезу защищают от всех иных взглядов, уже должно было бы удивить любого способного самостоятельно мыслить человека. Ему даже не нужно утверждать обратное, пусть его взгляд скользнет в историю, тянущуюся до темных первобытных времен, в историю, которая
контрастирует с прекрасным новым миром, чтобы, по крайней мере, он мог хотя бы подумать во второй раз о правильности того, что ему внушают.
Такого рода сомнения не приходят к подавляющему большинству европейцев в вопросе об иностранцах, и поэтому они в равной степени не отображаются также и в искусстве. Не принимается во внимание, что они, сегодняшние художники, сами являются тем, по отношению к которым справедлив так часто используемый ими термин "унаследованные", так как они проповедуют не передовое, эволюционное,
но по правде инволюционное, стремящееся к грубости и упадку воззрение. К тому же еще следует отметить, что далеко не все изученное искусство можно стричь под одну гребенку такими заявлениями. Конечно, среди них есть многие, которые уважают и ценят мастерство своих предшественников с самым глубоким восхищением. Если говорить о современном искусстве, конечно, есть нечто такое, что по сложности превзошло старое искусство. Однако документальное отображение не может быть отказом от новых идей и, следовательно, речь идет не о том или ином художнике, но о преобладающем и задающем тон менталитете. Но тут следует также отметить, что, хотя художественные дисциплины и пользуются неизменной популярностью, но та же самая тусовка художников и искусствоведов упустила возможность воспрепятствовать вредным процессам и, таким образом, она позорно провалила возложенные на нее обязанности, даже если не сама поспособствовала своему же изнасилованию – пусть даже и через свое бездействие.
Сегодня искусство буквально жаждет все больше и больше неограниченного экстрима, все более бесстыдной извращенности, и вместо гармонии с жизнью и совпадения с естественными законами стремится к чему-то крикливому и ненормальному. Как может весь континент заблуждаться, что искусство, которое, пожалуй, характеризуется ничем иным, как разрушением нашей природы, разрушающим любой порядок? Разрушение и целостность несовместимы, как несовместимы хаос и космос.
Кто сейчас хочет поспорить с тем, на самом ли деле это так, пусть сначала оглянется вокруг. В литературе эта разрушительная во всех смыслах духовная позиция выражается в том, что в своей высшей форме, а именно поэзии, смысл и звук рука об руку похоронены в Аиде. Весь «Ежегодник поэзии 2013 года» не
содержит ни одного стихотворения с рифмой. Конечно, существует и поэзия без рифмы, но самое позднее там, где также – хотя бы рудиментарный или присутствующих в виде фаз, – стихотворный размер, для многих современников, несмотря на почти непрерывное оглушение «ритмом и битом» остается книгой за
семью печатями, отброшен в пользу уже у Гёте жалкого "свободного стиха", уже там мы, по определению, имеем дело уже с прозой. Но даже названия «проза» не заслуживает та пустая болтовня, который сейчас пожинает литературные премии и приветствуется как высокое искусство всеми редакторами. Совершенно случайно возьмем цитату одной из работ этого года, которая будет сохранена для потомства
в вышеупомянутом ежегоднике поэзии. Автор, Астрид Шляйниц, изучала – заметьте! – романтику, германистику и философию.
"Толпы фламинго, когда деревья еще голые, и руки, полные снега, рассыпанного по отдельности, с клювами цветов, и клюют три крошечных пятиугольника внизу у вишневого дерева, с низколетящим светом в несвязанных красках на некоторое время охвачены, что начинается вверху и прерывается и есть везде и ничего не щадит, в начале дерево, птица, говорят они, остающаяся ящерица, каждый год".
Совсем не нужно тратить на это еще больше слов - в прямом смысле. С той же уверенностью, что это нагромождение чепухи не является искусством, можно утверждать, что в не слишком отдаленном будущем его будут анализировать в школах и проверять на стиль и содержание. Особенно еще неподготовленным
ввиду отсутствия художественного опыта (художественное творчество, как и понимание искусства, всегда предусматривает какую либо форму опыта) детям так с самого начала прививается ненужное уважение к таким нелепостям, и их понимание искусства не только не поощряется, но ему преднамеренно создаются
препятствия.
Что справедливо для литературы, по крайней мере, в той же мере справедливо и для всех других областей искусства. Давайте рассмотрим столь по-разному проявляющееся по внешнему виду искусство строительства, архитектуру. Часто приходится слышать, что дух цивилизации нигде не проявляется так ясно как в ее зданиях. В этом отношении настоящее время нашло свои проявления в виде стеклянных дворцов: как эгоист думает только о себе, так и современный человек тоже видит в окнах своих зданий только самого себя.
Разрушения, разрывы и помехи остаются «мэйнстримом» в архитектуре. Вместо того, чтобы восстановить близко к оригиналу или в аналогичном виде, но в духе всего строения, разрушенные во время войны окна из свинцового стекла в Кёльнском соборе, в январе 2006 года Герхарду Рихтеру, которого как никакого
другого художника, воспевают в наши дни, поручили создание новых окон. Так называемые «окна Рихтера» подобны циничному смеху в минуту молчания, т.е. они просты, скромны, банальны и – как понятно каждому – явно неуместны. Они в огромной степени противоречат духу и форме этого богатого традициями собора.
Если в других местах мы, как и раньше, можем ощутить мистическое переживание в древнем строении, то там, где солнце должно светить через «окна Рихтера», внутреннее помещение выглядит как дешевая дискотека в подвале ночного клуба.
Для завершения нашего короткого обзора нельзя не упомянуть о музыке. Здесь снова справедливо то же самое, что было сказано выше о Брекере. Моцарт он и есть Моцарт, и поэтому он "хорош". Эти слова нельзя вытянуть у того, кто утверждает, что он также по-прежнему хотел бы предаваться чужеродным звукам
модерна, пусть хотя бы мимоходом и, конечно, только очень редко. Посетители наших мероприятий знают, что эту поистине отвратительную музыкальную дегенерацию, а также ее сторонников вы не найдете в Европейском Действии. И даже если кое-кому это не по вкусу: мы и не хотим, чтобы они были у нас. Европа будет свободной, но не благодаря им.
То, что Европейское Действие закрывает ворота перед теми, кто уже по своему внешнему виду и поведению доказывает, что попался на удочку фундаментальных трюков системы, является свидетельством нашей воли и решимости, чтобы на самом деле приступить к созданию и построить новую культуру, о которой так много говорят. То, что сегодня - по крайней мере публично - считают представляющими этническую культурную жизнь, выглядит как представленные СМИ стереотипы и образы ужаса, от которых стошнит любого человека с нормальным восприятием. Это гротеск, и нужно буквально протирать глаза, когда ревущее стадо обезьян под визг гитарных аккордов вопит с трибуны стадиона о величии Германии, Европы или белых народов, и к тому же еще и совершенно серьезно верит в это.
Мы видим, что многое еще предстоит сделать. Поля европейского искусства лежат под паром, и дело храбрых вспахать их заново. Как для болотистой почвы Северной Германии, так и для искусства сегодня справедливы слова: "Первые видели смерть, вторые нужду, третьи – хлеб". Пусть нашему веку не удастся породить такие вечные величины как Брекер, Гёте и Моцарт, но это наш долг все равно не
останавливать свой плуг и создать среду, в которой великие снова смогут появиться.
Это новое искусство должно отражать его народно-националистический характер. Искусства в глобальном, общемировом смысле не существует, и как раз старая Европа, несмотря на все сходства, которые ее объединяли, всегда была мастерской таких многочисленных и таких разных мастеров и течений. Как и диалог с античных времен ценится как форма плодотворного обмена, так и художники в Европе в согласии и в противоречии всегда воодушевляли друг друга к новым деяниям.
Доминик Веннер, который после своей беспокойной и боевой жизни своим храбрым самоубийством подал знак белой Европе, сознательно выбрал Нотр-Дам в качестве места для своего последнего поступка:
«Я выбрал это весьма символическое место, Собор Парижской Богоматери, который я почитаю и которым восхищаюсь, и который гений наших предков построил на месте еще более древних культовых мест, и потому он напоминает о нашем незабываемом происхождении".
Веннер здесь поясняет одну важную вещь: сегодня, когда наш народ балансирует у пропасти истории, не важно, что мы христиане, язычники или атеисты. Но важно понимать, что мы все белые, и что мы можем существовать только вместе. Фридрих Геббель, по словам Ганса Ф.К. Гюнтера, хоть и не крупнейший немецкий, но зато самый нордический поэт, точно выражает это в одной из своих эпиграмм:
"Одна система проглатывает другую, но рядом с Шекспиром, молодой и свежий, как май, все еще шествует Гомер".
Так же как и будущая элита не может руководствоваться политическими правилами Фауста, когда она создает искусство, но должна доверять только своему сердцу. Они не должны вечно цитировать старых мастеров, но должны учиться у них и расти, чтобы самим стать мастерами. И, наконец, они не должны поддаваться искушениям и сопротивлению все еще окружающего их упадка, но смело смотреть в сторону нового дня. Такому живому искусству не понадобится получать новую Европу в потоках восторженных излияний, оно само создаст себя.
Всегда помните, что мерить нас будут не по величине наших намерений, а только по силе наших действий. История будет оглядываться на нас. А как именно, это сегодня можем решить только мы сами, и все это только в наших руках.
Европа, проснись!
15.10.2013
http://www.europaeische-aktion.org/Arti ... usstwo.pdf