Дрезденский Холокост (1945)

Все новости, события, скандалы обсуждаются и комментируются здесь

Дрезденский Холокост (1945)

Сообщение Моргенштерн » 13 июн 2013 14:55

Джордж Фаулер
Дрезденский Холокост

Оригинал: George Fowler, Holocaust in Dresden
The Barnes Review, февраль 1995 г., стр. 3-13.
The Barnes Review, 645 Pennsylvania Ave SE, Suite 100, Washington D.C. 20003, USA.
Источник: www.wintersonnenwende.com

Полвека прошло с 13-14 февраля 1945 года, когда за одну ночь один из самых больших центров культуры и искусства в Европе, город, ставший госпиталем для немецких, американских и британских раненых, город, в котором были размещены тысячи и тысячи военнопленных из войск союзников, город, превратившийся в убежище для беженцев, спасавшихся от Красной армии, был практически стерт с лица земли в результате авиационной бомбардировки. Но виновные в одном из самых позорных деяний в истории пожали лавровые венки, вместо того, чтобы оказаться на скамье подсудимых как военные преступники.

Часть 1
Прелюдия к Холокосту

После почти трех лет беспрерывной воздушной войны союзников против гражданского населения Германии 30 марта 1942 года были сформулированы планы разрушения открытого города Дрездена, которые привели к сожжению заживо как минимум 135 тысяч человек. Но семя такой бесчеловечной ненависти упало на плодотворную почву на Даунинг-Стрит 10 и в Белом доме еще гораздо раньше.
В вышеупомянутый день профессор Ф.А. Линдеманн, позднее лорд Червелл, ассистент британского премьер-министра по вопросам науки и еврейский беженец из Германии, направил Уинстону Черчиллю роковой доклад. Макс Хастингс в своей книге «Бомбардировочное командование» (Bomber Command) пришел к твердому выводу, что «доклад Червелла дал окончательное обоснование программы, которую осуществляло Бомбардировочное командование, и с тех пор была привязана к планам воздушного наступления с использованием бомбардировщиков».

По оценкам Линдеманна, каждые сорок тонн бомб, «сброшенных на застроенные территории», привели бы к тому, что «от четырех до восьми тысяч человек лишились бы крова». Этот доклад премьер-министру констатировал: «В 1938 году более 22 миллионов немцев жили в 58 городах с населением свыше ста тысяч жителей, которые с современным оснащением легко можно найти и поразить». Хастингс пришел к выводу, что Линдеманн «надеялся создать нацию беженцев и, без сомнения, массу трупов под руинами, хотя он был слишком аристократичным, чтобы выразить это настолько открыто».
Естественно, касательно стратегических и тактических методов бомбардировки Германии были споры и разногласия. Но доклад Линдеманна рассматривается как основополагающий текст за бомбардировками гражданских целей большого масштаба. Еще до отправки этого доклада Черчиллю, 14 февраля 1942 директива Министерства авиации бомбардировочному командованию, исходившая от заместителя Маршала авиации Нормана Боттомли содержала следующее послание к Дню Св. Валентина: «Данной директивой вы уполномочены использовать ваши силы без ограничений... [Операции] должны теперь быть направлены на мораль гражданского населения противника и, в особенности, промышленных рабочих».
22 февраля, когда Черчилль находился с визитом в Белом доме, было принято решение, что Маршал авиации Артур Харрис покинет свою должность председателя делегации Королевских ВВС в Вашингтоне (пост, который он занимал в нейтральной Америке с начала июня 1941 года), чтобы возглавить Бомбардировочное командование. Этому роковому решению суждено было поставить Харриса рядом с премьер-министром с родственными инстинктами в одном из самых дорогих и самых ужасных предприятий в истории Запада.
В ходе начального периода Второй мировой войны, с вторжения Германии в Польшу 3 сентября 1939 года до битв на Западе в мае-июне 1940 года, когда Франция капитулировала, а британские войска были изгнаны с континента, бомбардировки со стороны воюющих противников были редкостью. В основном это был период "сидячей войны" и "странной войны", когда бомбардировка немцами Варшавы представилась единственным важным инцидентом такого рода перед капитуляцией Польши; относительно умеренная атака, которая оказалась дорогой для Германии на пропагандистском фронте.
На протяжении пассивной войны на Западе в течение месяцев 1939-40 годов Гитлер не отдавал своей военной авиации (Люфтваффе) приказов бомбить Англию (в это время он продолжительное время разрабатывал планы для переговоров с Лондоном о мире, который позволил бы ему сконцентрироваться на его планах добыть земли на Востоке и добиться разрушения советского бастиона большевизма). Королевские ВВС ограничивали свои акции разбрасыванием пропагандистских листовок. Бомбардировка открытого города Фрайбурга в Брайсгау 10 мая 1940 года стоила жизни 22 детей, 13 женщин, 11 мужчин и 11 солдат. Были ли бомбардировщики французскими, британскими или даже немецкими, так никогда и не было точно установлено, но убитые гражданские лица и разрушенная собственность были реальностью и дали министру пропаганды д-ру Геббельсу повод пообещать, что Люфтваффе ответит на разрушение "такими же средствами".
Четыре дня спустя немцы бомбили Роттердам. С аэродромов в Северной Германии 100 бомбардировщиков Heinkel III должны были вылететь на бомбежку для подавления оставшихся в городе очагов сопротивления. Однако переговоры с голландским правительством о сдаче города продолжались. Атака, которая была запланирована на три часа дня, после старта в полет, время которого до цели насчитывало сто минут, была отложена специальным приказом. Голландское правительство во время переговоров медлило. Наконец, немецкие условия были приняты за пять минут до назначенного момента атаки.
Но приказ об отмене атаки не могли уже принять те бомбардировщики, которые уже перелетели голландскую границу. К этому моменту они уже спрятали свои буксируемые антенны, позволявшие прием радиопередач на дальних расстояниях. Чтобы догнать бомбардировщики, немцы отправили вдогонку им свои быстрые истребители, а танковый батальон, стоявший под Роттердамом, после получения приказа об отмене авианалета, запускал в воздух светящиеся сигнальные ракеты, чтобы предотвратить атаку, которая как раз началась, когда сигнальные ракеты взлетели в воздух. Сигнал был обнаружен еще своевременно, чтобы 40 «Хейнкелей» прервали атаку.
Система водоснабжения города была поражена, и на территории возник большой пожар (тем не менее, немцы не сбрасывали никаких зажигательных бомб), преимущественно из-за попаданий в маргариновый завод, из которого вытекли потоки горящего масла. Роттердамский муниципалитет опубликовал в 1962 году цифры потерь, согласно которым от авиаударов погибли 980 человек. Значительное опустошение в городе вылило воду на мельницы пропаганды союзников, и Роттердам стал самой страшной историей этой войны после «Нанкинской бойни», устроенной японцами в 1930-х годах.
Дэвид Ирвинг заметил в своей книге «Разрушение Дрездена» (The Destruction of Dresden), которая вышла в 1963 году, что «было сброшено девяносто четыре тонны бомб... Для сравнения почти девять тысяч тонн фугасных и зажигательных бомб были сброшены союзниками на речной порт Дуйсбурга во время троекратного авианалета 14 октября 1944 года».
При немецкой бомбардировке Англии, которая последовала за капитуляцией Франции, стратегические цели выбирались и поражались с высоким уровнем точности. Но ночью на 24 августа 1940 года (основными целями в Лондоне были жизненно важные районы доков, портов и промышленных предприятий Ист-Энда) целью были склады нефтепродуктов в гавани на Темзе. Ошибка в навигации привела к бомбардировке частей Ист-Энда, Сити и Сент-Джайлса.
Бомбардировка центра Лондона привела к немедленному возмездию со стороны Королевских ВВС. Следующей ночью они бомбили Берлин, с незначительным эффектом. Это возмутило Гитлера, который отдал приказ, возможно, стоивший Германии ее победы. Он приказал Люфтваффе направить свои атаки на Лондон вместо аэродромов британских ВВС и позиций их радиолокационных станций. Это дало понесшему сильные потери Истребительному командованию короткую, однако очень необходимую передышку, чтобы перегруппироваться.
Обошедшийся немцам необычайно высокой ценой лондонский "блицкриг" Люфтваффе (особенно в том, что касалось опытных пилотов и экипажей) продолжался с 7 сентября 1940 по 16 мая 1941 года. Приведенные Люфтваффе цифры показывают, что в этот период во время 71 больших авианалетов на Лондон и другие регионы с большой концентрацией промышленности, как например, Халл, Ливерпуль и Манчестер было сброшено 35 177 тонн бомб. По британским подсчетам до конца 1940 года от бомбежек погибли 13 339 англичан.
Немецким нападением, которое по пропагандистской ценности равнялось Роттердаму, была бомбардировка Ковентри в ноябре 1940 года. При бомбардировке этого промышленного города был почти разрушен собор Ковентри. Фотографии его руин наполнили газеты и киножурналы Америки. Англичанин Филип Найтли заметил в его появившейся в 1975 году книге «Первая жертва» (The First Casualty) (заголовок, очевидно, происходил из слов американского сенатора Хайрема Джонсона о том, что «первой жертвой на войне оказывается правда»), что лондонская газета «Таймс» называла «бойню Ковентри», «... преднамеренным убийством со стороны народа, называющего себя цивилизованным; который, кажется, совершает убийство преимущественно ради удовольствия от разрушения». Об этом Найтли писал так: «Ковентри был в действительности законной военной целью, которая была очень важной для британских военных усилий», в нем находились такие заводы как Standard Motor Co., British Piston Ring Co., моторные заводы Деймлера и фабрика авиационных двигателей Alvis.
Англичанам уже заранее было известно о намерении Германии бомбить Ковентри, так как они значительно раньше благодаря своей дешифровочной машине «Ультра» смогли расшифровать ключ немецкой шифровальной системы «Энигма». Но Черчилль не позволил истребительной авиации Великобритании предотвратить немецкую бомбардировку, так как он опасался, что из-за этого немцы могли бы узнать, что их шифры раскрыты. Поэтому Ковентри был двойным обманом британской стороны. Но это не удержало Черчилля от того, чтобы приказать провести "Операцию Рэйчел". Под этим кодовым названием скрывалась атака авиации на Мангейм 12 декабря 1940 года. По непосредственному приказу премьер-министра эта бомбардировка должна была стать возмездием за значительный ущерб, которому подвергся Ковентри, и она представляет собой первый случай в короткой летописи воздушной войны, когда весь город намеренно был сделан целью нападения.
Англия начала войну с несколько устаревшим бомбардировочным потенциалом. Но к 1942 году, и полной материальной поддержкой Америки, Бомбардировочное командование стало страшной силой. Весной 1942 года Харрис убеждал Черчилля и начальника штаба ВВС сэра Чарльза Портала провести авианалет силой тысячи бомбардировщиков. С мобилизацией всех человеческих и материальных ресурсов было собрано 1047 самолетов с большей частью неопытными экипажами. Когда Черчилль и Харрис обсуждали возможные потери, премьер-министр сказал, что он готов к потере ста самолетов.
Гамбург, второй по величине город Германии, должен был стать целью. Но плохие метеоусловия заставили англичан повернуть к второстепенной цели - третьему по величине городу Германии, Кёльну. Бомбардировка была проведена 30 мая и оказалась успешной. Город на Рейне горел и окрасил небо в темно-красный цвет; две башни большого собора (из которых одна позднее была разрушена) были видны пилотам сверху как отчетливые силуэты. Нападение вызвало опустошение, которого не было с библейских времен. Более двенадцати тысяч зданий были разрушены полностью или частично, 45 тысяч человек лишились жилья. Примечательно, что было насчитано только 496 погибших. Системы водоснабжения, системы электро – и газоснабжения, телефонной связи сильно пострадали. 36 фабрик были разрушены, еще 70 сильно пострадали. Бомбардировочное командование было радо, что потери составили только сорок самолетов.
Макс Хастингс подчеркивал в книге «Бомбардировочное командование», что «это было лишь первым представлением о тех разрушениях, которые причинило Бомбардировочное командование в 1942 и 1943 годах...». В течение последних месяцев 1942 года B-17 и B-26 «Liberator» военной авиации армии США (в США еще не было в то время ВВС как отдельного вида вооруженных сил, была лишь авиация (авиационный корпус) армии и авиация флота) начали дневные атаки на цели во Франции и Германии. Штабные офицеры авиационного корпуса под командованием генерала Харли Арнольда по прозвищу «Хэп» («Счастливчик») в сотрудничестве с командирами Бомбардировочного командования настаивали на всеобъемлющей стратегии дневных бомбардировок американцев и ночных налетов англичан. У американцев был дополнительный стимул. Они стремились добиться в послевоенное время создания ВВС как независимого вида вооруженных сил, который должен был стать равноправным с армией и военно-морским флотом. Бомбовое наступление было бы наилучшим шансом показать то, что они могли делать, и это приводило к в некоторой степени ненужной, но разрушительной миссии.
Усилия авиационного корпуса и Бомбардировочного командования были в полной мере вознаграждены в ходе конференции Черчилля и Рузвельта в Касабланке в январе 1943 года. Распоряжение из Касабланки гласило: "Нашей преимущественной целью будет усиливающееся разрушение и дезорганизация германской военной, промышленной и экономической системы и подрыв морали немецкого народа до того момента, когда его способность к вооруженному сопротивлению будет смертельно ослаблена..."
После Касабланки присутствие американских бомбардировщиков существенно усилилось, USAAF (ВВС американской армии) занимали аэродромы на все больших полях в восточной Англии. Сцена была полностью подготовлена для одной из самых мрачных драм истории, той, после которой в окнах десятков тысяч американских домов появились золотые звезды в память о членах семьи, сбитых во время авианалетов.
Физический удар, чтобы достичь того, что предвидел «Бомбер» Харрис, был теперь подготовлен. Макс Хастингс писал: «Задолго до Касабланки, или даже до Кёльна, Харрис подготовил свой поход для систематического опустошения немецких городов, и у него никогда не было даже самого незначительного намерения позволить отклониться от этого».
Летом 1943 года Бомбардировочное командование должно было нанести самый смертельный, если не считать Дрездена, удар в этой войне, и этот удар привел к первому большому проявлению сомнений в этом отношении со стороны англичан и американцев и к публичной критике. Хотя Гамбург первоначально "перенес" нападение 1000 бомбардировщиков Харриса, его должно было постичь то, что может быть названо только предумышленным преступлением. В книге «Бомбер Харрис» (Bomber Harris) ее автор Дадли Соуорд сообщает, что уничтожение Гамбурга, «закодированное печально известным именем 'Гоморра', планировалось так, что оно продолжалось четыре ночи».
Прежде чем его экипажи вылетели на первую бомбежку в ночь 24/25 июля, Харрис сказал им: «Битву за Гамбург нельзя выиграть в одну единственную ночь. Примерно 10 000 тонн бомб должны быть сброшены, чтобы завершить уничтожение. Чтобы достичь максимального эффекта воздушной бомбардировки, этот город должен подвергнуться продолжительному бомбардированию. При первом налете нужно взять много зажигательных бомб, чтобы дать работу пожарной охране».
Немногие могли неправильно понять эти слова или скрывающиеся за ними намерения. Это не было ни хирургическим нападением, ни лавиной бомб по военным или промышленным целям. Это четко было преднамеренным убийством города и его жителей. В серии из четырех авианалетов на Гамбург с 24 июля по 3 августа Бомбардировочное командование сбросило на город 8 621 тонну бомб, из них 4 309 тонн зажигательных бомб. 771 тонну фугасных бомб во время третьего авианалета сбросили «Летающие крепости» B-17 американской Восьмой воздушной армии.
По первоначальным оценкам погибло 41 800 человек, но затем еще много тысяч умерло или не было подсчитано, так как они сгорели, были погребены под руинами или разорваны на части. Возможно, что это состоявшее из четырех частей нападение принесло столько же человеческих жертв, что и официальное итоговое число всех английских потерь за всю войну: 51 509 человек. «Дневники Бомбардировочного командования» (Bomber Command Diaries), опубликованные в 1985 году лондонским издательством Penguin Books, констатируют, что нападение 2-3 августа в значительной степени не удалось из-за грозы. Поэтому наибольшие разрушения были причинены в ходе трех атак.
В «Разрушении Дрездена» Ирвинг писал, «когда спасательные службы, наконец, после нескольких недель освободили доступ в герметично закрытые бункеры и бомбоубежища, они увидели, что температура в них была настолько высока, что от скрывавшихся в них людей не осталось ничего: только мягкий, волнообразный слой серого пепла остался в бункере, исходя из чего количество жертв могло оцениваться только как 'между 250 и 300'...».
Вопреки строгой цензуре, которой подвергались военные корреспонденты союзников (чтобы получить доступ к информации они обязательно должны были быть сторонниками политики союзников), некоторые известные гражданские лица узнали довольно много о том, что означало это бомбардировочное нападение. В Англии среди самых эффективных критиков было два самых известных военных историка, генерал-майор Джон Фуллер и капитан Бэзил Лиддел Гарт.
В августе 1943 года Фуллер отправил (очевидно, неопубликованную) статью в лондонскую газету «Ивнинг Стандард», где он писал: "Наихудшие опустошения готов, вандалов, гуннов, сельджуков и монголов представляются незначительными, если сравнить их с материальным и моральным ущербом, который наносится теперь...» После налета тысячи бомбардировщиков на Кёльн Лиддел Гарт составил свое частное «Размышление», где заметил: «Будет иронично, когда защитники цивилизации для достижения победы полагаются на неуклюжий и самый варварский вид ведения войны, который только видел современный мир... Теперь мы платим за победу успехом, опускающим ее на новый еще более низкий уровень...»
Как представлено в работе «ВВС армии во Второй мировой войне» (The Army Air Forces in World War II ), в начале июня 1944 года были разработаны планы для определения бомбардировочной кампании после высадки в Нормандии. Рекомендованные степени срочности как для Бомбардировочного командования, так и для Восьмой и Пятнадцатой (в Италии) воздушных армий США были, в последовательности срочности, - производство нефти, реактивные двигатели и V-оружие (ракеты «Фау»), фабрики шарикоподшипника и танковые заводы. Как верховный главнокомандующий союзников Дуайт Д. Эйзенхауэр предоставил как американским командующим (генералы Спаатц и Дулиттл), так и Харрису независимо разработать свои стратегические бомбардировочные кампании, так, как они считали это правильным.
Это явно было шансом укротить невероятные эксцессы Харриса. Но Эйзенхауэр, который был по сути высокопоставленным политическим функционером в военной форме, основывал свои более высокие решения на желаниях американского президента и британского премьер-министра.

На испепеленном пути к Дрездену было много событий, похожих на то, что происходило в Гамбурге. «Дневники Бомбардировочного командования» сообщают о налете на Дармштадт ночью 11-12 сентября 1944 года, что 226 «Ланкастеров» и 14 «Москито» (легкие бомбардировщики, в отличие от четырехмоторных «Ланкастеров» - английского аналога «Летающих крепостей» B-17) "провели выдающееся точное и сконцентрированное нападение на этот почти нетронутый город со 120 тысячами жителей. В центре города и в районах непосредственно к югу и к востоку от центра возник гигантский пожар. Произошло почти полное разрушение зданий. Количество погибших было очень высоким. Полицейским властям было сообщено число 8 433 человек. Эта цифра состояла из немецких гражданских лиц: 1766 мужчин, 2742 женщины и 2129 детей, 936 лиц из общественных служб, 492 иностранных рабочих и 368 военнопленных».
United States Strategic Bombing Survey [Обзор стратегических бомбардировок, проведенных Соединенными Штатами], который был сделан после войны, пришел к выводу, что случаи смерти в Дармштадте, вероятно, превышали сведения Королевских ВВС (взятые из первоначальных немецких цифр) на 5000, так как из 49 200 человек, ставших бездомными, которые были эвакуированы из города, не все случаи смерти регистрировались. Сегодня окончательные цифры жертв бомбежки города Дармштадта звучат так - 12 300 погибших и 70 000 бездомных.

Часть 2
Адская огненная буря - взгляд в ад

Таким образом, еще задолго до того, как пришла очередь Дрездена, сформировался широкий образец этого метода, при котором все, что стояло, двигалось или дышало на немецкой земле, рассматривалось как когда законная цель для авиабомб. С одной стороны, город не был промышленным центром даже посредственного значения. Его бомбили один раз, в полдень 7 октября 1944 года, когда двадцать самолетов американской авиации во время нападения на нефтеперегонный завод в Руланде подвергли удару маленький промышленный район со значительной точностью как второстепенную цель.
Это нападение, по меньшей мере, соответствовало публично заявленной цели и пропаганде касательно бомбардировочной кампании, так как оно было в общем и целом хирургическим ударом против действительно имеющих военное значение целей.

Сущность Дрезденского Холокоста так описывалась в книге Дэвида Ирвинга: «В Дрездене не было никакой из тех основных отраслей промышленности, которые были в Эссене и Гамбурге, хотя по размеру Дрезден можно было сравнить с ними, экономика города поддерживалась в мирные времена своими театрами, музеями, культурными учреждениями и кустарной промышленностью». Ирвинг заметил, что «для британских военнопленных... жизнь не могла бы быть лучше. Дрезденцы были с довоенных времен знакомы с англичанами, когда город был культурным центром, и у многих завязывалась дружба с пленными - из которых большое число принадлежало к личному составу 1-ой воздушно-десантной дивизии, которые попали в плен во время Арнемской операции». То обстоятельство, что англичане были знакомы с Дрезденом в довоенные времена, и поколения английских студентов посещали этот город во время Большого тура, должно было сыграть важную роль в последствиях нападения.
Судьба Дрездена была предопределена на Ялтинской конференции Рузвельта, Черчилля и Сталина с 4 по 11 февраля 1945 года. Сообщения о решении касательно Дрездена концентрируются на том, что Сталин желал опустошения города, чтобы укрепить наступление Красной армии, ибо это одновременно замедлило бы передвижения немецких войск. Начальник штаба американской армии Джордж Маршалл публично заявил, что Дрезден был атакован по особенному желанию Сталина, хотя после войны Советы и восточные немцы постоянно называли бомбардировку «дьявольским планом» Черчилля, чтобы «убить как можно больше людей».

Рузвельт и Черчилль, естественно, прекрасно знали о ситуации в Дрездена, включая и тот факт, что этот город был центром госпиталей, центром концентрации военнопленных, а теперь также и центром сбора беженцев.

Уступка якобы была сделана для того, чтобы удовлетворить все более надменного и неуступчивого кремлевского диктатора. Но ввиду того факта, что Сталин в Ялте добился контроля над Восточной Европой, фактически контролировал Монголию, Курильские острова Японии, оккупационную зону в Корее и получил гарантию окончательных немецких репараций на сумму двадцать миллиардов долларов, можно было предположить, что медведь уже был достаточно накормлен.
После Ялты и окончания войны Черчилль, естественно, натянул на себя мантию «чрезвычайно подозрительного в адрес Сталина», так же, как он симулировал удивление из-за требования Рузвельтом в Касабланке безусловной капитуляции. Но как раз прежде чем он 14 февраля вернулся из России, точно в момент ужасной травмы Дрездена, он хвалил своего хозяина как "великого вождя." И всегда театральный премьер-министр, определенно стоявший в одном ряду со своими спившимися братьями-актерами Джоном Бэрримором и Ричардом Бёртоном, расхваливал «освобожденный Крым, очищенный русским мужеством от отвратительного осквернения гуннами».
Когда-то Дрезден представлял собой железнодорожный узел и важный центр связи, который был важен для Вермахта. Но, как замечает Ирвинг, в то время, когда городу был нанесен смертельный удар, «стратегическое значение города было уже даже не посредственным...» Он был родиной 630 000 жителей, количество которых возрастало за счет немецких раненых и раненых союзников, военнопленных союзников и сотен тысяч беженцев, которые убегали из областей, куда входила Красная армия. Городские власти были убеждены в том, что их не имеющему стратегического значения городу с большим количеством военных госпиталей, лагерей военнопленных, не угрожало ничего, что хоть отдаленно напоминало бы то уничтожающее разрушение, которое познало уже так много других городов. Поэтому большинство батарей противовоздушной обороны и зенитных пушек, которые должны были бы быть в Дрездене, были перемещены в районы, в которых, как считалось, они были нужнее, так как угроза авианалетов была там якобы значительно выше.

В «Дневниках Бомбардировочного командования» приведены основные факты о нападении на Дрезден 13-14 февраля: «796 бомбардировщиков «Ланкастер» и 9 «Москито» совершили две отдельные атаки и сбросили 1 478 тонн фугасных бомб и 1 182 тонны зажигательных бомб... на следующий день 311 американских B-17 сбросили на Дрезден 771 тонну бомб, используя в качестве цели железнодорожный вокзал. Части американских истребителей «Мустанг» (P-51) из истребительного эскорта было приказано обстреливать движение на дорогах вокруг Дрездена, чтобы увеличить хаос. Американцы снова бомбили Дрезден 15 февраля и 2 марта, но всеми было признано, что самый большой ущерб принес ночной налет Королевских ВВС». Что касается обстрела американцами движения на дорогах, то Ирвинг писал так: «Британские военнопленные, освобожденные из их горящих лагерей, находились среди тех, которым довелось пострадать от пулеметного обстрела... Где бы ни находились колонны бредущих людей в городе или вне его, на них нападали истребители и обстреливали из пулеметов или автоматических пушек».
12 февраля в Дрезден въехал последний перед авианалетами поезд. Люди долгое время приходили в город с востока пешком, или ехали на запряженных лошадьми телегах. Дрезден не был объявлен открытым городом, но мало кто из тех, кто пытался оправдать его разрушение, смогли бы отрицать его фактический статус как такового.
Один бортинженер Королевских ВВС вспоминал, что свет от пылающих внизу пожаров, яркость которых поднималась снизу до самого неба, позволил ему заполнить свой рапорт о полете. Член экипажа другого самолета писал: "Я признаюсь, что я бросил взгляд вниз, когда падали бомбы, и я был свидетелем шокирующего вида города, который горел из одного конца до другого. Был виден плотный дым, и когда ветер отгонял его от Дрездена, то открывался вид на освещенный ярким светом город. Моей непосредственной реакцией была оглушающая мысль о сравнении Холокоста там внизу с предупреждениями евангелистов в их проповедях перед войной».
Дэвид Ирвинг отметил, что «во многих случаях во время ночных атак люди проламывали перегородки, потому что плотные, удушливые газы устремлялись сверху в невентилируемые подвалы. Поэтому дым проникал также в соседские подвалы». Один оставшийся в живых писал: «Взрывы потрясали стены подвала. Треск фугасных бомб смешивался с новым, необычным шумом, который приближался, кажется, все ближе и ближе, шумом бушующего водопада; это было бушевание могущественного вихря, который ревел в центре города».
Майор запаса Джеймс "Knobby" Уолш был во Второй мировой войне летчиком бомбардировочной авиации авиационного корпуса армии США, а в настоящее время он стал абонентом The Barnes Review. Он прислал нам следующую выписку из книги Эдварда Джаблонски «Воздушная война – Крылья огня» (Airwar- Wings of Fire) (издательство Doubleday & Co.): «Страх и ужас на земле были невероятны, разрушения были обширны и потери человеческих жизней были ужасны. Прекрасный маленький город, население которого увеличилось за счет беженцев с Востока, пытавшихся спастись от помешанных на мести, грабеже и насилии русских, почти полностью исчез в ревущем вихре сожжения, так как его преимущественно построенные из дерева здания были идеальными целями для зажигательных бомб. Хотя невероятно, что настоящее число погибших когда-либо станет известным, число людей, которые погибли в Дрездене, может составлять примерно 135 000 [в сравнении с атомной бомбардировкой Хиросимы, когда погибли 71 379 человек]».

В опубликованной в 1966 году книге «Испытание огнем» (Ordeal by Fire) ее автор Роул Танли описывал происходившее в Дрездене со слов одной американки из Нью-Джерси, Энн Валь, которая приехала в довоенную Европу как жена австрийского дипломата. Она пережила атаки на Гамбург и, наконец, она и трое ее детей прошли пешком и проехали автостопом сотни миль из Дрездена до более безопасного места. Она вспоминает: «Я никогда не видела ничего подобного. Ревущие порывы ветра с силой урагана распространяли пожары во всех направлениях. Кажется, ничего не осталось целым. Я видела, как маленькие шлейфы огня неистовствовали вдоль аллей и зажигали дерево или даже каменные фигуры».
Найтли писал в «Первой жертве»: «Пожары поглощали все органическое, все, что могло гореть. Люди умирали тысячами: сваренные заживо, сожженные или задушенные. На следующий день прилетели десять американских самолетов, чтобы обстреливать из пулеметов оставшихся в живых, когда те пробивались к берегам Эльбы». Найтли добавил, что «точное число жертв никогда, пожалуй, не станет известным. Немецкие власти прекратили подсчет, когда число идентифицированных трупов достигло 25 000, и 35 000 еще оставались пропавшими без вести. Несколько послевоенных источников оценивали количество погибших от 100 .000 до 130 000, что сильно превосходило количество жертв атомной бомбардировки Хиросимы... Дрезден был лишь пунктом сбора для полумиллиона беженцев из Силезии. Товарные станции даже не были атакованы. В городе не было заводов боеприпасов, лишь маленькие цеха, которые производили линзы для оптических прицелов».

Часть 3
Эпилог: Сокрытия и ложь

Ужас простирался также на последствия, с бесчисленными тысячами, которые не могли получить даже самые необходимые продовольственные пайки, не говоря уже об отсутствии мест для жилья. Десятки тысяч людей с самыми различными степенями ожогов и другими ранениями не могли получить медицинскую и иную помощь. В Дрездене было девятнадцать больших больниц, все из которых были более или менее повреждены во время налетов, а три из них были уничтожены полностью.
Как знали ответственные лица союзников, Дрезден был центром для выздоравливающих солдат вермахта, также как для раненых союзников, большое число которых было летчиками.
Когда Лондон в полной мере узнал масштабы разрушения и обстоятельства, при которых оно было причинено, он начал даже еще перед последующим американским налетом скрывать свою позицию. 14 февраля в девять часов утра Министерство авиации сделало большой информационный отчет: «В бюллетене, в котором город-цель описывался с необычной точностью, Министерство авиации подчеркивало жизненно важное значение Дрездена для врага: как центр железнодорожной сети и большой промышленный город он приобрел бы самую большую ценность для линии немецкой обороны против армий маршала Ивана Конева».

Найтли указывал на то, что записи Министерства обороны показывают, что вместе с экипажами бомбардировщиков не летал никто из военных корреспондентов, и потому не было свидетельских показаний, кроме «нескольких экипажей, которых опросили после их возвращения и которые дали самые разные путаные объяснения того, зачем они бомбили город - они атаковали немецкий армейский штаб, разрушили склад боеприпасов армии, разбили промышленный район или 'уничтожили большую фабрику отравляющих газов'».
Из «Первой жертвы»: «Правда сначала стала известна в Швеции. 15 февраля в 10 часов 15 минут шведская информационная сводка, которая передавалась на датском языке на оккупированную Данию, сообщила, что количество погибших в Дрездене уже составляет от 20 до 35 тысяч человек». Затем газеты в нейтральных странах начали сообщать историю о налете. 17 февраля «Ассошиэйтед Пресс» сообщила на всю Америку: «Командующие авиацией союзников приняли давно ожидавшееся решение предпринять намеренную террористическую бомбардировку немецких населенных пунктов как суровое средство, чтобы ускорить падение Гитлера».

Вопреки невероятной хронологической неточности о «долго ожидавшемся решении» история о Дрездене была теперь, в принципе, известна. Но британские цензоры поставили мощную плотину на пути правды об истинной природе бомбежки Дрездена. Они кормили прессу с Флит-стрит официальной линией о "главных стратегических целях". Поэтому читатели «Ивнинг Стандард» смогли прочитать после авианалетов передовую статью под заголовком "Гибель Дрездена", которую сопровождала большая картинка на первой странице, где бомбы падали на неопознанные цели, чтобы нельзя было узнать хоть что-то из того, что желало скрыть правительство.
В Америке, тем не менее, миллионы людей выражали свои чувства ярости, отрезвления и тревоги. Утверждение Маршалла, что налет был осуществлен по требованию Сталина, вызывало несколько высказываний членов конгресса, которые были направлены против правительства. Но, в общем, серьезные враги Рузвельта остерегались подвергать себя обвинениям в критике во время войны, обстоятельство, которое сильно препятствовало в 1944 году предвыборной борьбе республиканцев Дьюи-Брикера, когда Рузвельт выиграл выборы и в четвертый раз стал президентом США.
В третьем томе «ВВС армии во Второй мировой войне», который было опубликован издательством Чикагского университета, говорится, что «генерал Арнольд был вне себя из-за той шумихи», которую вызвала история «Ассошиэйтед Пресс», и что «Эйзенхауэр слушал все по этому делу, и штаб ВВС армии, полностью осознавая то вредное впечатление, которое вызвала недавняя сенсация, предпринял шаги, чтобы предотвратить будущую утечку информации».
Сокрытие английской Флит-стрит не могло препятствовать тому, чтобы члены парламента узнали о кровавой расправе в Дрездене. Многие члены парламента, особенно те, которые сохранили дорогие воспоминания об этом городе, отреагировали с отвращением. Черчилль, который, собственно, и нажал эту кнопку, стал целью достаточно мощного «обстрела» со стороны своих.
В книге «Бомбер Харрис» Соуорд заметил, что «весь вопрос политики бомбовых налетов союзников внезапно стал сомнительным». В марте Черчилль писал командующим: "Мне кажется, что наступил момент, когда вопрос бомбардировки немецких городов, просто, чтобы увеличить ужасы, хотя и обоснованный другими предлогами, следует обдумать снова». Соуорд посчитал удивительным, что «как раз Черчилль» с потоком сильной критики пришел к этому выводу. Он заметил, что премьер-министр «был самым большим сторонником того, чтобы разрушать Германию город за городом...»
Сегодня немногие знают, что в начале 1945 года Соединенные Штаты провели из Англии шесть беспилотных полетов бомбардировщиков B-17 , каждый из которых был нагружен десятью тоннами фугасных бомб. Самолеты были "изношены войной", с них сняли бронирование и вооружение. Пилоты поднимали «беспилотники» в воздух, направляли их на немецкие цели, а потом спрыгивали с парашютом. Ни один из самолетов не поразил успешно хоть одну предназначенную цель, и от проекта отказались из-за британских возражений. Маршал авиации сэр Чарльз Портал высказал опасения, что немцы, у которых было много самолетов, но мало оставшихся в живых пилотов, могли бы соблазниться ответить тем же способом. Что касается немецких ракет «Фау» (V-1 и V-2), которые в 1944 году падали на Англию, то мало найдется тех, кто будет оспаривать, что они были направлены на стратегические цели, но при этом было много гражданских жертв.
После войны американские и британские командиры лгали и многие годы преуменьшали число жертв среди гражданских лиц, погибших от этой дневной и ночной бойни. Один штурман бомбардировщика B-17, который является теперь адвокатом на севере штата Вирджиния, вспоминает, что при налете на Мюнхен их PMI (Point of Maximum Impact, точка максимального попадания) был большой фонтан в центре делового района города в двенадцать часов дня, «чтобы поразить максимально возможное количество людей, у которых как раз был обеденный перерыв».
Но "бомбера" Харриса никак не волновала бойня, разрушение культурных символов и общественная критика. Этот командир кромвелевского духа неистово возражал против любого отклонения от задачи Бомбардировочного командования. В письме 29 марта 1945 года вице-маршалу авиации сэру Норману Боттомли Харрис писал: «[Общественное] чувство, которое существует в отношении Дрездена, легко может быть объяснено психиатром. Оно связано с романтичными немецкими оркестрами и дрезденскими пастушками».
И когда он писал Боттомли, человеку, который знал все ужасные подробности действительности Дрездена, Харрис подсказывал вопрос, кому было бы больше пользы от усилий психиатра: «В действительности Дрезден был массой заводов боеприпасов, функционирующим правительственным центром и ключевым пунктом транспортных перевозок на восток. Теперь ничего от этого в нем не осталось».

Историки, занимавшиеся ролью Британии во Второй мировой войне, писали о Харрисе так: «Сэр Артур Харрис сделал своей привычкой видеть только одну сторону вопроса и потом ее преувеличивать. У него была склонность путать совет с вмешательством, критику с саботажем и доказательства с пропагандой».
Тем не менее, два самых известных американца того времени видели Харриса в совсем другом свете. В письме за 13 июля 1945 года, которое выходило за рамки сердечной признательности, верховный главнокомандующий союзников Дуайт Д. Эйзенхауэр писал Харрису: «Моя благодарность по отношению к вам - это маленький знак для той великолепной услуги, которую вы оказали, и мое скромное выражение благодарности кажется совершенно недостаточным. Время и случай не дают мне возможности, которой я с удовольствием воспользовался бы, чтобы пожать руку вам и вашим солдатам и поблагодарить лично каждого из вас за все то, что вы сделали».
17 октября 1944 года Харрис был награжден орденом за заслуги американского Почетного легиона со званием Главного Коммандера. Его публичное чествование завершилось словами: «Он выполнил свое сложное задание с вдохновляющим руководством и замечательным сотрудничеством, которое обеспечило большое уважение вооруженным силам, которые он представляет, и вооруженным силам Объединенных Наций. [подписано.] Франклин Д. Рузвельт».
А о долгом и ужасном бомбардировочном наступлении, которое исходило от Червелла и Черчилля и стоило жизни 50 000 американских и 55 000 британских солдат и солдат Содружества, Макс Хастингс писал так: «Почти невозможно поверить в то, что немецкая армия продолжала так эффективно сопротивляться даже среди руин своей нации. Сдержанный отход вермахта и продолжающееся вплоть до последних недель производство на заводах окончательно изобличили программу моральных бомбардировок как абсурдную».

Как это случилось с Кромвелем в Ирландии и с Робертсом и Китченером в Южной Африке, сэр Артур Харрис разрушил их стены. Но он не смог сломить их мужество.
Моргенштерн
 
Сообщения: 3483
Зарегистрирован: 09 сен 2008 14:05
Откуда: Киев

Вернуться в Обсуждение текущих событий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Not able to open ./cache/data_global.php