Ценное слово об Артуре Артузове
15 сентября 2008
Есть человеческие судьбы, неодолимо привлекающие людей самых разных поколений. Такой стала жизнь Артура Христиановича Артузова (Фраучи), которой посвящена значительно дополненная и переизданная книга известного писателя-документалиста Теодора Гладкова. Под названием «Артузов» она выпущена издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
Есть человеческие судьбы, неодолимо привлекающие людей самых разных поколений. Такой стала жизнь Артура Христиановича Артузова (Фраучи), которой посвящена значительно дополненная и переизданная книга известного писателя-документалиста Теодора Гладкова. Под названием «Артузов» она выпущена издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
Главный герой ее уже при жизни превратился в легенду советских спецслужб. С его именем связаны их первые достижения и победы. Ему верил «как самому себе» Феликс Дзержинский, в чьей честности не рискуют сомневаться даже сейчас наиотъявленнейшие злопыхатели. Его знал и поручал весьма ответственные задания лично Иосиф Виссарионович Сталин. Это он – Артузов – руководил знаменитыми операциями «Трест», «Синдикат» и несколькими десятками других.
Оперативный опыт Артура Артузова формировался на тернистых чекистских дорогах рядом с Вячеславом Менжинским, назначенным в свое время председателем Особого отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Теодор Гладков подтверждает это малоизвестными фактами из того времени, когда молодой Артузов был особоуполномоченным ВЧК. Позднее он имел прямое отношение к раскрытию шпионажа Варшавы в годину советско-польских военных действий. Именно Артузов на семь-восемь лет полностью блокировал всю работу довольно деятельной тогда и опасной шляхетской разведки. Его чекистские обязанности, потребовавшие неустанного проявления политической гибкости и дальновидности, умственного напряжения, неимоверных усилий воли, были в центре внимания Дзержинского. Автор жизнеописания Артузова пытливо всматривается, как эти критерии «железного Феликса» становились чертами характера будущего аса спецслужб.
Главы книги созвучны этапам жизни героя. «Разгром савинковщины», «Последнее слово атамана Анненкова», «Разведка работала на будущее»… Особый интерес вызывает поединок Артузова с матерым агентом Сикрет Интеллидженс Сервис и других зарубежных спецслужб Сиднеем Рейли. В нем он проявился как опытный аналитик и психолог, незаурядно изобретательный руководитель хитросплетенной многоступенчатой операции.
Несомненным достоинством опубликованной книги является достоверное отображение реальной обстановки, в которой рождались советские разведка и контрразведка среди постоянных внешних угроз со стороны империалистических государств и внутренних экономических трудностей. Автор не обходит проблем буревой революционной эпохи и, в частности, смутного времени 30-х годов минувшего столетия.
С горечью осмысливает он трагедию последних недель жизни Артура Артузова, оклеветанного в угаре развернувшихся политических репрессий. Как не солидаризироваться с писателем, констатирующим: «Какое же извращенное сознание надо было иметь, чтобы так исказить истину, столь целенаправленно, пользуясь самыми иезуитскими и подлыми методами, подвести под расстрел за шпионаж и измену самого талантливого и заслуженного руководителя советских контрразведки и разведки за всю ее историю?».
Книга Теодора Гладкова богата ценными рассекреченными материалами, среди которых впервые публикуется фотокопия записки, кровью написанной следователю, и отобранной у арестованного Артузова. Она выглядит как отчаянный крик души о невиновности этого удивительного Человека, которому так и не дали доказать палачам правду о своей абсолютной невиновности.
Общество изучения истории отечественных спецслужб выдвинуло книгу «Артузов» на соискание премии Федеральной службы безопасности РФ для лучших произведений, освещающих деятельность советских и российских спецслужб.
Вячеслав ЛАШКУЛ
http://www.chekist.ru