Интересная передача...
Гости: Теодор Гладков, Александр Колпакиди
Ведущие: Юрий Кобаладзе
Передача: В круге СВЕТА
Вторник, 23.06.2009
Советская разведка накануне войны. Новый Зорге?
скачать (10.9 MB) слушать (47:47мин)
Ю.КОБАЛАДЗЕ: Здравствуйте-здравствуйте. Это программа «В круге СВЕТА». Но, к сожалению, нет Светланы Сорокиной. Она еще одну передачу пропустит, но в следующий раз обязательно будет. И я, сегодняшний хозяин передачи, Юрий Кобаладзе, с удовольствием представляю гостей. Ставший героем последних информационных лент Теодор Кириллович Гладков, бывший разведчик, журналист, писатель. Я расскажу, почему он стал героем, еще раз напомню. И Александр Колпакиди, историк спецслужб, зам директора издательства «Яуза».
Вчера произошло знаменательное событие, я считаю. В службе внешней разведки, в пресс-бюро прошла пресс-конференция, на которой Теодору Гладкову был передан пакет – там несколько десятков страниц…
Т.ГЛАДКОВ: Около ста.
Ю.КОБАЛАДЗЕ: …документов, касающихся, можно сказать, выдающегося, легендарного агента советских спецслужб Вилли Лемана, которого многие почему-то олицетворяют с нашим любимым разведчиком Штирлицем. Так есть какая-то связь или нет?
Т.ГЛАДКОВ: Никакой связи, конечно, нет…
Ю.КОБАЛАДЗЕ: Обидно, кстати.
Т.ГЛАДКОВ: И быть не может. Но очень хочется. А когда очень хочется, значит, можно. Ну давайте сравним двух людей. Один, во-первых, вымышленный, другой исторически существовавший. Но вымышленный герой – это советский человек, русский человек, кадровый чекист, заброшенный в Германию в какие-то немножко непонятные годы и дослужившийся до, говоря военным языком, полковника, штандартенфюрера СС, крупного работника СД-6, то есть партийной разведки внешнеполитической.
Ю.КОБАЛАДЗЕ: Понятно, откуда возникла эта легенда. Поскольку наш разведчик не мог попасть в гестапо, а там был кто-то, то приписали…
Т.ГЛАДКОВ: А Вилли Леман – настоящий природный немец, служивший на флоте много лет, потом оказавшийся в полиции Берлина еще до 1-й Мировой войны, добросовестный служака, начав рядовым полицейским, он потом был переведен в политическую полицию берлинского полицай-президиума, на основе которого впоследствии было создано гестапо. И его там оставили. И там он дослужился до такого среднего чина – гауптштурмфюрера СС, капитана полиции и криминаль-комиссара.
При таких званиях – в Германии соблюдались все эти чины и званиях. Тут не надо заблуждаться. Дело в том, что в Германии, в отличие от нашей страны, всегда было чинопочитание большое, и там регулировщика уличного движения в чине майора милиции встретить невозможно. Унтер-офицер – самое большое. И капитан полиции, да еще…
http://www.echo.msk.ru/programs/sorokina/600703-echo/