Моргенштерн » 30 сен 2009 13:34
В.М. Чиков "Наш человек в Ватикане". Написана легко, но слишком романизированно, особенно смущают в "нон-фикшне" диалоги, которые Чиков вкладывает в уста исторических деятелей 30-40-х годов, однако по стилистике они слишком явно "новодельные".
Примеры:
Берия психологически готовит Григулевича к покушению на Троцкого, 1940 год, стало быть. И цитирует якобы инструкцию Троцкого, о том, с каким удовольствием "наши" - дети часовщиков и аптекарей из черты оседлости в кожаных куртках будут уничтожать всё русское. И превращать Россию в "пустыню, населенную белыми неграми". А этот текст - чистый апокриф, придуманный в 90-е годы (как и любимый О.М. Хлобустовым "План Даллеса"). Ни в каких документах о Троцком его нет. И больше того - в 1940 году грузин Берия заражает еврея Григулевича русским патриотизмом ради ненависти к Троцкому?! Да уж. Но и на Троцкого наезд неправомерный. Троцкий был подлинным интернационалистом - хорошо это или плохо, другой вопрос. Но у него никогда не было еврейского национализма. Он был совершенно ассимилированный атеистический еврей. Потому если бы он и хотел "уничтожать все русское", то с коммунистических, а не с "сионистских" позиций. Да и выражение "белый негр" - это 60-80-е годы, не сталинское время. Т.ч. этот диалог - явный новодел нашего времени, вставленный в уста героев книги по воле автора. Автор же пытается соответствовать духу времени. Нынешнего, не времени Григулевича.
Григулевич выезжает в Москву за новыми инструкциями и встречается с Коротковым. Это 1948 год. В беседе с Коротковым Григулевич подчеркивает, как он любит Россию и с каким уважением относится к ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ!
Ну, вот - приехали. В 1948 году, при Сталине, литовский караим (т.е. еврей), коминтерновец Григулевич говорит сталинскому чекисту, участнику ликвидаций, Короткову о своей любви к православной вере. Как будто в наши дни, когда все партЕйные подсвечниками в церкви работают и в хрюсы переделываются. Что-то тогда я не сильно рекомендовал бы сотрудникам "органов" свою религиозность показывать. Тем более, Григулевич, судя по всему, совсем не был религиозным человеком. Он хорошо разбирался в католицизме, но сам католиком не был. Не был и практикующим иудеем, и православным не был. Он же коминтерновец, да и вообще не сильно модно это тогда было. А про Короткова и говорить нечего.
Стало быть, Чиков вложил и эти слова в уста Григулевичу задним числом - через 60 лет после событий и через 20 лет после смерти Григулевича. Ну и зачем? К хрюсам подлизаться?