Майор Эмиль Массар
Шпионки в Париже
В поисках шпионок во время войны
Оригинал: Commandant Emile Massard, Les espionnes à Paris. Albin Michel, 1922
Сокращенный перевод с французского.
Читателю:
Будьте бдительны, помолчите,
Сказанное вами быстро распространится через вражеские уши.
Эта книга не роман, это документ.
...
Написанное здесь - это мои воспоминания, только то, что я сам видел, слышал и запомнил. Я не смог рассказать обо всем, так как все еще остаются такие секреты национальной обороны, которые следует хранить долго.
Но я подумал, что можно раскрыть хотя бы некоторую часть правды для того, чтобы в первую очередь, разоблачить те легенды, которые слишком быстро привязываются к фактам, затем, чтобы информировать тех, кто были мобилизованы на фронт, о происходившем в тылу, и наконец, чтобы рассказать парижанам об опасностях, которые их окружали и о которых они даже не подозревали.
Я не служил ни в структуре Второго бюро, ни в службе военной юстиции, потому в моей книге нет никаких разглашений секретов. Я раскрываю факты, о которых смог узнать весь мир, и знание о них было бы полезным для всех французов.
Действительно, стоило бы, чтобы люди узнали о том, что шпионы и предатели понесли заслуженное наказание от не знающих милости судей, что наши агенты соревновались с противником в ловкости и отваге, что офицеры контрразведки творили чудеса, и что они всегда и везде смогли хорошо послужить Франции.
И хорошо также не забывать, что мужество без умения, сила без бдительности не принесут никакой пользы. Чтобы сражаться, нужны не только мышцы, нужны и глаза. Видеть - это значит знать, и знать - это значит мочь.
За написанное мною, после первоначальной публикации на страницах «Liberté», меня упрекали в бесчувственности.
Некоторые критиковали меня за то, что я без сожаления говорил об этих мужчинах и женщинах, которых отправляли на смерть. Я отвечал им:
«Когда вам угрожает змея, вы раздавите ее. Когда нужно обратиться против убийц, которые пытаются ударить вас ножом в спину, не следует причитать об их судьбе.
Можно колебаться убивать живое существо, которое борется с вами открыто лицом к лицу, или которое является только бессознательным зверем, жертвовать солдатом, который подчиняется приказам и сражается с вами честно и на равных. Но не следует волноваться из-за наказания, которому подверглись жалкие люди, по причине своей жадности или ненависти использовавшие трусливые методы, из-за которых гибли невинные люди.
Они падали, и, изнемогая, бросали последний вызов Франции. Мы, мы им отдавали последние почести.
Чувствительность - да и всегда. Преувеличенная сентиментальность - нет, никогда!
Майор Эмиль Массар
Офицер Почетного легиона, кавалер Креста за боевые заслуги.
Награжденный медалью за кампанию 1870 года, бывший Комендант Парижа при Штаб-квартире Парижского военного округа.
...
Шпионки в Париже
I. Мата Хари до войны
Казнь Маты Хари смогла взбудоражить и даже увлечь некоторую часть общественного мнения. Почему? Просто из-за ее артистических данных и репутации красавицы. Эта большая звезда мюзик-холла смогла привлечь к себе внимание во время своей жизни; а после смерти любопытство вызывало само ее имя, и это все усложняло, запутывало драму, закончившуюся у столба в Венсене.
Если еще можно понять такое любопытство, то оправдать симпатию, которой пытаются окружить эту даму полусвета, никак нельзя. Без сомнения легко сделать из более или менее признанной танцовщицы героиню романа, как бы поднять ее на пьедестал, окружив поэтической и сентиментальной атмосферой.
От такого представления, от идеализации - только один шаг до превращения ее в невинную жертву.
Немцы это поняли и представили большую шпионку большой жертвой. Они в своем амплуа.
Но когда французы из-за снобизма начинают сочувствовать измене, это недопустимо. И для того, чтобы разрушить легенду, созданную плохо осведомленными литераторами, нам показалось, что мы должны выставить на всеобщее обозрение душу этой авантюристки, которая так любила обнажать публично свое тело.
На самом деле восторгалась ею прежде всего публика, любящая экзотику, и так называемые интеллигенты, поклонники кокаина и морфия. Итак, надо судить ее не со стороны парижанина - в самом плохом смысле этого слова, а со стороны хорошего француза.
Индусский макияж
Мата Хари любила выдавать себя за уроженку нидерландской Ост-Индии, дочь отца-раджи и матери, то ли индуски, то ли японки.
Она якобы в возрасте пяти лет была отдана в буддистский храм, где изучала чувственные танцы Брахмы. Едва достигнув брачного возраста, в четырнадцать лет, она убежала, совершив побег с капитаном из армии Индии.
И в бирманском – заметим это уточнение - храме, она якобы научилась очаровывать и обманывать людей. Возможно, что именно в этих странах она приобрела опыт восточного и западного мышления. И там в своем мозге она смешала с мистикой раболепие и дипломатическую тонкость, сделавшие ее столь странной и столь опасной. Разумеется, она отправилась в Индию.
Когда она вернулась в Голландию, у нее было уже два ребенка. Во всяком случае, рассказывали о дочке, которой было восемнадцать лет во время войны, проживавшей в Амстердаме.
Что касается ее гражданского состояния, она заявляла, что ничего этого не было. В Индии, говорила она, «не дают документы». Надо было довериться ее памяти, и по ее словам в 1917 году ей было тридцать девять лет.
Итак, вот правда. Мы привели гражданское состояние: вот ее данные согласно переводу с голландского языка:
Маргарета Гертруда, родилась от отца по имени Адам Зелле и матери Антье ван дер Мёлен, 7 августа 1876 года, в Лееувардене, провинциальном административном центре в Голландии.
Вот и исчез макияж так называемой индусской жрицы.
Правдивая история проста: она в молодости вышла замуж за капитана Маклеода, который увез ее в Ост-Индию, где она пробыла несколько лет, и только уже после развода ей пришла мысль подобрать себе специальность более или менее «буддистской» танцовщицы.
Следовательно, она попала в Индию после своего брака и никак не раньше.
Затем она путешествовала по всей Европе и стала отрадой мюзик-холлов Рима, Парижа и Берлина. Прежде всего, Берлина, где она вращалась в офицерской среде.
В Германии ее наиболее известными любовниками были кронпринц, герцог Брауншвейгский и голландский премьер-министр, ван дер Линден. Во Франции "друзья" у нее были везде.
Упоминали в этой связи военного министра, заместителя министра иностранных дел, генералов, судей, адвокатов и даже офицеров запаса, прикомандированных к Второму бюро.
В дальнейшем мы убедимся, что эта международная Мессалина была двойной шпионкой на службе Германии еще до войны.
Таланты ее как артистки неоспоримы. Жрица Терпсихоры - это возможно; но оплачиваемая Круппом - несомненно.
Сначала она жила в Нёйи, на улице Рю-Виндзор, в отеле, где устраивала замечательные праздники. В этот момент она получила секретную помощь от одного немца, давшего ей много денег.
Затем она поселилась на бульваре Капуцинок, 12, на Авеню-Анри-Мартен, 22 и на Авеню-Монтень, 25. Ее часто видели останавливавшейся в «Гранд-Отеле» и в «Отеле Плазза-Атене».
Артистка - Несколько Писем
Она танцевала, и как это так хорошо подметил Хеппс, в свой танец она вкладывала больше, чем Вестри в свой менуэт. Это было видение Брахмы Ганга, божества в тени старого храма, удивительного цветка, змеи - главным образом, змеи - под переплетенными лианами.
Один из поклонников описал ее таким образом:
Она внезапно выскакивала из могил, и в точности, как бесчисленная и молчаливая душа ночей, скользила среди темных саркофагов. Ее тело волнисто струилось с бесконечной грацией среди беспорядка пелен и опьянения духов. Ее взгляд изливал дикое изнеможение подлинного Востока.
Это описание действительно совпадает с мышлением Маты Хари.
У нас перед глазами большое число ее писем. В одном из них, направленном одному композитору, она так набрасывает программу своего выступления:
«Вот то, что я точно хотела бы сказать в моем танце, который должен стать поэмой - каждое движение в ней является словом, и все слова ее подчеркнуты музыкой».
Следует немного запутанное описание, которое заканчивается таким образом:
«Я люблю идею храма с богиней. Так я и начинала в музее Гиме, где уже были показаны все мои портреты.
«Мне подражали, но идея была моя, и это - единственный способ правильного обрамления священных танцев.
« Можно сделать храм таким же химерическим, как хочется, таким же, какой являюсь я.
«Священный Цветок будет легендой Богини, у которой есть власть воплощаться в цветок, сжигаемый во время жертвоприношения... Принц входит в храм с орхидеями, сжигает их перед нею, и когда поднимается дым, она встает и танцует. Темнота: богиня и принц исчезли.
«Я буду орхидеей, полностью из золота и алмазов. Я знаю, как я это сделаю. Поль может у меня спросить, когда я понадоблюсь ему: я знаю, в чем дело. Я хочу, чтобы он мне посвятил музыку.
«Музыка «Проточной воды» остается увертюрой, потому что храм находится в лесу, около водопада...»
Затем Мата Хари пытается уточнить свои идеи. Давайте посмотрим, что она предлагает дальше:
«Поль должен перевести на свою музыку следующие фазы: поза воплощения, появление цветка, рост, развитие, закрепление. Три эволюции, которые соответствуют силам Брахмы, Вишну и Шивы: создание, плодовитость, разрушение.
«Но творческое разрушение, в котором Шива равен или даже превосходит Брахму. Через разрушение, к созданию в воплощении, вот это именно то, что я танцую, и как раз это мой танец должен сказать.
«Как вы знаете, все настоящие танцы в храмах (не танцы на улицах и в общественных местах) это как бы богословские тезисы, и они все объясняют в жестах и позах правила Вед, священных писаний».
В другом письме Мата Хари возвратилась к ее излюбленной теме: священному Цветку, и выразилась яснее, чем в ее прежних разглагольствованиях:
«Почему бы не сделать всю историю в храме в лесу. Принц приходит умолять богиню, которая сидит на алтаре как бронзовая статуя. Это священная жрица, которую она олицетворяет, и именно она встает, воплощается в цветок и говорит о предсказании, которое, в сущности, означает...»
Действительно прочитайте этот пассаж, так как он заслуживает того, чтобы на нем остановиться: он содержит все мышление танцовщицы:
«Вы умрете, как все должно умереть. Живите моментами красивыми и славными (!). Лучше пробыть на земле несколько коротких, но наполненных моментов, и исчезнуть, чем дотащиться до старости без красоты и удовлетворения».
Это - вся ее максима: короткая и хорошая.
Вот письмо, другого происхождения, датированное январем 1913 года, написанное в отеле на Рю-Виндзор 11, в Нёйи, которое показывает танцовщицу, такой, какой она была: беззаботной и фаталисткой:
«Дорогой Господин,
«Спасибо за вашу прелестную карту и ваши пожелания, которые, я надеюсь, совпадают с тем, что моя судьба хранит меня как неожиданность или как простой естественный ход вещей.
« Я искренне верю, что на долгом и хорошо засеянном урожае добра и зла и сомнений соберут им подобное.
«Много раз бывает, что люди верят в удар судьбы, но затем видят, что удар был спровоцирован ими самими.
«Все это пишу не только, чтобы извиниться за то, что не поздравила вас с новым годом.
«Я думаю, что пока нет смысла.
(Подпись) «Леди Маклеод».
Это письмо, за которое мы благодарны г-ну Луи Дюмюру, обнаруживает для нас настоящий характер артистки.
Подумайте над этой загадочной фразой:
«Защити (!), от того, что доставляет мне боль и что лишает меня желания работать...»
Очевидно, танцовщица всегда взволнована...
Мата надменна. Она еще пишет: «Я снова хочу работать и оставить свою легкую жизнь, ради тех всевозможных забот, которые дает по необходимости слава, но я хочу получать уважение и почет от того, что делаю. Я хочу не больше, чем другие, которые уходят (!) с моими идеями».
Возможно, именно эта гордость ее погубила. Действительно, артистка считала, что французы не ценят ее так, как она того заслуживала. Ей хотелось бы иметь репутацию Айседоры Дункан. И она часто жестоко гневалась, когда видела, что ее недостаточно высоко оценивают и мало хвалят.
Немцы напротив ей льстили и считали «богиней». Отсюда ее большая любовь к немцам. И эта слабость объясняет многое.
Графологический портрет
У Маты Хари был очень крупный, элегантный и четкий почерк.
Ее французский язык обычно правилен, ее орфография не заслуживает упреков за ряд ошибок, которые мы здесь видим, как слово “ensemble” ("вместе") она пишет не с одним «s», а с двумя, очевидно, потому что когда «вместе», то должно быть несколько...
Письма ее обычно подписаны Маргарета, Мата Хари или даже леди Маклеод.
Впрочем, вот очень любопытный графологический портрет, сделанный господином Эдуардом де Ружмоном, которым с нами любезно поделился господин Луи Дюмюр:
«То, что бросается в глаза в этой записи, так это - чрезмерная импульсивная сила движений и их контрастов. Надпись – как бросок вперед с резкостью, перекладины в букве «t» толстые, последние буквы удлиненные; затем, она кажется подавленной, перекладины в «t» отстают от древка, последние буквы выписаны четко; в то время как в некоторых словах, буквы преувеличенно вырастают, в других они, напротив, уменьшаются, по мере того, как их чертит перо. Промежутки, прямые черты в буквах «m, n, u» то расширяются, то стягиваются по очереди.
«Все эти противоречивые импульсы дают представление об ее внутренней жизни как о чем-то суматошном, хаотичном, и значение ее активности оказывается там весьма затронутым.
«Нельзя доверять человеку с такой взболтанной, дрожащей, даже переменчивой природой, всегда готовой к разным крайностям.
«Тормоз, который постоянно действует на эту бурную силу, не может ее регулировать. Она «работает на пределе»: это смелый характер, она плохо видит препятствия, вслепую доверяет своей судьбе.
«Преувеличение - одна из черт, наиболее отмеченных этой природой: это - опасная тенденция, так как она искажает суждение, приводит к непредусмотрительности, пробуждает нервозность, вызывает неоправданный гнев, скоропалительные решения, не позволяющие оценить наперед последствия поспешных действий.
«Она ни о чем не заботится, всегда охвачена своими пылкими и самыми разными страстями: она хранит свое хладнокровие и принимает устрашающее решение, принятое из мужества и из ослепления.
«Если мы попытаемся узнать о переменчивости мотивов ее действий, мы увидим, что эгоизм, расчет и гордость - три главных хозяина, которые извлекают пользу из этих бурных сил, определенных нами только что.
«Расположение строк, их направление «вверх», проявляют несколькими способами настоятельную ее потребность нравиться, обращать на себя внимание, и ее абсолютную самоуверенность. Многочисленные «обратные» движения, особенно в случае со строчной буквой «c», указывают на тиранию ее «эго», жадно требующего от нее все большего и большего. Вкус блеска вызывает вкус к чрезмерным расходам, провоцирует потребность приобретать, страстную, несгибаемую.
«Гордость, эгоизм, потребность наслаждения, которым служит ее смелая энергия, могут привести к самым худшим решениям: эти три страсти, которым содействует преувеличение, которое ослепляет, поставляют душу во всех желаниях.
«Какими бы ни были интеллектуальные качества понимания, а они реальны, эти вредные силы господствуют над всем. И между тем, это не является заурядной природой; совсем напротив! У нее есть очень тонкий, оригинальный вкус, восприятие, осведомленное о гармонии красоты, разум замечательный, живой, понимающий, который развит и соблазнителен.
«Ее очень воодушевленная, преувеличенная природа, заставляет ее замолкать, когда она хочет сказать правду, и толкает говорить ложь. Она постоянно в недоверии к себе самой, потому с одинаковым пылом высказывает самую неосторожную правду, за которой может следовать самая чудовищная ложь, всегда проявляя свой чрезмерный характер.
« Именно крайне сложная природа незаурядной силы и может принести наибольшие неожиданности, в связи с интенсивностью ее страстей, преувеличенной природы, ослепляющей ее».
Этот портрет столь верен, что приводит к мысли о том, что графология - точная наука.
Загадочный маркиз
Незадолго до войны Мата Хари жила в большом отеле и искала квартиру. Она решила, что нашла либо виллу Дюпон, или цокольный этаж на Авеню-Анри-Мартен.
«Оба,- говорила она, - подойдут даже для установки современной мартеновской печи».
Ей требовался «знающий парижанин», который мог бы дать ей совет, но она передумала и написала:
«В этот вечер придет маркиз де П., который останется на пять или шесть дней. Я вам напишу, когда мы сможем поужинать вместе».
Этот маркиз де П. – не тот ли богатый немец, который поддерживал Мату Хари и исчез за несколько недель до войны?
Об ее парижской жизни ходило множество историй. Вот некоторые, которые мы отметили почти везде:
Маргарета Зелле, голландка, пыталась заставить всех поверить, что она была индуской. Она охотно говорила, с сюсюканьем, которое могло сойти за восточную экзотику:
- В моем детстве, когда я танцевала перед раджами на берегу Ганга...
Ее поклонники утверждали, что она походила на статуэтку Танагры, что было очень странным для женщины, которая скорее воплощала в себе идею Юноны:
- Это меня не удивляет, отвечала она. Греческая хореография происходит из Индии. Именно индусские баядерки, в очень далекой древности, представляли, что меняются под полупрозрачными пеленами, которые не могли скрыть контуры тела. Статуэтки Танагры точно воспроизводят этот род танца...
Она рассказывала все, что хотела. Ей нравилось. Эстеты нашептывали, что она воскрешала в памяти гимны Ригведы. Пусть не шепчут эстеты!
За несколько дней до начала войны, она захотела передать одному из наших национальных музеев коллекцию предметов искусства, среди прочего, сервиз из старого саксонского фарфора.
Она пыталась очаровать своими многообещающими беглыми взглядами служащего, которого она пришла увидеть.
Она объясняла, что продала все, чем владела во Франции. Она продала свою конюшню. И всегда романтическая, она добавляла:
- Однако, я совсем не желаю, чтобы Вишну, моя любимая лошадь, попала под власть нового хозяина. В это утро, я убила ее сама, пронзив сердце золотым стилетом.
Если она продавала в июле 1914 года имущество, принадлежавшее ей в нашей стране, означало ли это, что она была банкротом? Или она заранее знала, что немцы решили начать войну?
Она была подвержена страсти. Но любила ли она? Она утверждала, что да, в Виттеле, в разгар сражения, заботясь о русском, о капитане Марове. Мы об этом еще будем говорить. Можно быть лишь уверенным, что в ее жизни было много тайн.
Она "растрачивала" состояния. Эта красивая танцовщица была большой транжирой. Она имела обыкновение говорить: «Я испытываю отвращение к скрягам и к скупости». И поэтому она бросала деньги из окна и доводила своих любовников до банкротства.
Величайший беспорядок, и который не был результатом искусства, типа того, что она приносила в своем танце, руководил всеми проявлениями ее существования.
Ее последней жертвой, до войны, был финансист, через свою жену связанный с неким политиком, неоднократно занимавшим пост министра.
Этот финансист ей был представлен в течение вечера, в одном истинно парижском салоне, где она фигурировала в программе. Как только он ее увидел, то сразу был покорен. Для нее он не постеснялся за несколько месяцев едва ли не переселить на солому свою жену и детей; и еще хуже – ради нее он занялся подделками, за что поплатился десятью годами тюрьмы.
Однажды ее заметил некий нувориш, ищущий достойную себя любовницу.
Все пошло достаточно легко. Был ужин в большом ресторане в лесу, который казался трапезой для помолвки. Этот ужин был пышным, но в конце амфитрион самодовольным жестом отказался от коробки сигар, которые метрдотель подал к столу:
- У меня есть прекрасные сигары, заявил он, и стоят они не так дорого.
И он вытащил из своего кармана портсигар с «боксами» по шестьдесят сантимов, которые по-царски протянул гостям.
Мата Хари сделала жест отвращения:
- Фу! - сказала она своему соседу, горбатого могила исправит! Вот скряга! Я никогда не договорюсь с этим человеком!
Этот нувориш может хвастаться тем, что ускользнул от этой красотки. Уже в эту эпоху, Мата Хари возвратилась из Голландии. Она хорошо устроилась.
Наконец, по поводу ее развода с голландским офицером, рассказывали, что причина разрыва между супругами была такой: вечером, в остром приступе эротизма, майор, двумя укусами острых зубов, оторвал сосок с груди танцовщицы.
И это якобы было причиной, почему Мата Хари, всегда танцующая почти голой, скрывала свою грудь под двумя маленькими круглыми кирасами.
Художник Поль Франц Намюр, который нарисовал Мата Хари в своей мастерской на Рю-Спонтини, сделал, под настроение, другой ее портрет:
«Кто осмелился бы похвастаться, что смог ее разгадать? Я сделал с нее два портрета, одно, где она в городском платье - я не знаю, что с ним сталось - другой, где танцовщица стоит с индийской диадемой и в ожерелье из изумрудов и топазов. Она часто приходила, действительно... То, что поражало, что удивляло в этой женщине, обласканной удачей, которой судьба дала все: милость, талант, славу, так вот - что удивляло в ней - ее внутренняя и тяжелая грусть. Охотно она оставалась вытянувшейся в кресле и о чем-то мечтала, в течение часа, о чем-то тайном. Я не могу сказать, что хоть раз видел, как улыбалась Мата Хари...
«Она была суеверна как индуска. Однажды, когда она раздевалась, нефритовый браслет упал с ее руки:
«- Ой! закричала она, побледнев, - мне это принесет несчастье... Вы увидите, это мне предсказывает несчастье... Сохраните его, это кольцо, я не хочу его больше видеть...»
Другой человек, журналист, оставил еще более реалистический портрет Мата Хари: «Однажды, говорит он, я имел возможность побеседовать с Мата Хари. Ее поздравляли в тот вечер дипломаты, и я сохранил, до этого момента, любопытное воспоминание, когда она за пять или шесть минут, сказав одно, тут же сказала совсем противоположное...»
Прелестный человек! Но все это истории. Вот факты.
II: Мата Хари перед Военным судом
14 октября 1917 года, к шести часам, я получил в штаб-квартире парижского округа, комендантом которого был я, вот такой приказ:
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ВОЕННОЕ ГУБЕРНАТОРСТВО ПАРИЖА
Париж, 14 октября 1917 года.
ТРЕТИЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
Правительственный уполномоченный при Третьем Парижском военном трибунале,
Господину коменданту Эмилю Массару,
Парижское военное губернаторство, Дом Инвалидов.
Имею честь письменно подтвердить мой телефонный разговор этого дня:
Казнь осужденной Зелле, прозванной «Мата Хари», произойдет завтра утром, 15 октября 1917 года, на Венсенском полигоне, в 6.15 часов.
Машина прибудет с г-ном капитаном Бушардоном, с бульвара Перейр, в 4 часа.
Вторая машина прибудет с г-ном капитаном Тибо, с площади Вожирар, в 4 часа 30 минут.
Машина с осужденной, из тюрьмы Сен-Лазар, в 5 часов.
Она также заберет господина генерального адвоката Ватина [главного военного адвоката], в 4 часа 30 минут, с Рю-Ампер.
Капитан Бушардон.
Получать приказ о казни мужчины или женщины всегда неприятно.
Приказ о казни Маты Хари не вызвал у меня чрезмерного волнения. На самом деле я уже присутствовал на обоих закрытых судебных заседаниях военного трибунала и поэтому знал, за что и как судили знаменитую танцовщицу.
Третий военный трибунал возглавлялся элегантным полковником Санпру, бывшим главой республиканской гвардии, и находился в зале суда присяжных. Закрытое судебное заседание было действительно абсолютно закрытым. Никто, совсем никто не мог проникнуть в зал, и я был единственным офицером, которому разрешили присутствовать на дебатах.
Часовые не позволяли приближаться к двери ближе, чем на десять метров, и никакой шум снаружи, как и никакое влияние, не могли нарушить спокойствие и величие этого столь внешне грозного военного правосудия, но столь холодного и беспристрастного по своей сущности.
Прежде, чем начать рассказ, давайте предупредим читателя, что, если мы собираемся дать детали - наиболее точные – в пьесе, комедии и драме, в которой Мата Хари сыграла свою самую большую звездную роль, то нам будет невозможно рассказать обо всем. Все еще есть вещи, которые нельзя сообщать общественности, и к тому же не стоит называть имена некоторых французов - хороших французов - которые были связаны с жизнью танцовщицы.
Тем не менее, как я и сказал об этом в начале книги, правда будет разоблачена и представлена совсем голой – так, как любила показывать себя и сама танцовщица.
День объявления войны
Мата Хари называлась своим настоящим именем Маргарета-Гертруда Зелле, то есть леди Маклеод. Она была женщиной, находившейся в разводе со своим бывшим мужем, голландским офицером капитаном Маклеодом.
Голландка по происхождению, она была главным образом космополиткой по духу. Мата танцевала не только во всех столицах, она посетила - слишком близко - все штабы, и она следовала за руководителями армии на большие маневры во Франции, в Силезии и в Италии.
Среди гражданских лиц, как мы об этом уже сказали, она была, в лучшем случае, близка с наиболее высокопоставленными людьми, проживавшими в Париже, Берлине и Риме.
В день объявления войны Мата Хари была в Берлине. Она завтракала с префектом полиции в модном ресторане. Но в тот же день, воющая, неистовая толпа окружила заведение. Было трудно из него выйти. Префект взял танцовщицу в свою служебную машину и проехал с ней по главным артериям прусской столицы.
Этот факт был признан шпионкой.
- Как вы оказались в машине префекта полиции Берлина в день объявления войны? - спросил ее председатель военного трибунала.
- Я познакомилась с префектом в мюзик-холле, где я играла. В Германии полиция имеет право цензуры на театральные костюмы. Меня сочли слишком голой. Префект пришел посмотреть на меня. Таким образом мы познакомились.
- Хорошо. Вы затем поступили на службу к шефу немецкого шпионажа, который вам поручил миссию в Париже, вручил вам тридцать тысяч марок и зарегистрировал вас как Х-21.
- Это правда, - отвечала танцовщица. - Я получила так это имя, чтобы связываться со своим другом, и тридцать тысяч марок. Но эти тридцать тысяч марок были не зарплатой шпионки, но вознаграждением за мои милости, так как я была любовницей шефа службы шпионажа.
- Мы это знаем. Но руководитель шпионажа был очень щедр.
- Тридцать тысяч, это же был мой прейскурант. Мои любовники мне никогда и не давали меньше.
- Из Берлина вы приехали в Париж, проехав через Бельгию, Голландию и Англию. Мы были в состоянии войны. Что вы собирались делать у нас?
- Я хотела перевезти мою мебель из отеля в Нёйи.
- Пусть, но потом вы поехали на фронт, где остались на семь месяцев, из-за того, что вы присоединились к госпиталю в Виттеле.
- Это правда. Я хотела, оставшись в Виттеле, где я не была медицинской сестрой, посвятить себя бедному русскому капитану, капитану Марову, который ослеп. [встречаются также написания Марцов и Маслов] Я хотела искупить мою разгульную жизнь, посвятив себя облегчению недуга несчастного офицера, которого любила. Даже только одного единственного человека, которого я любила.
Факт кажется точным. Капитан Маров, русский офицер, сильно пострадал, и Мата, кажется, испытывала к нему настоящую привязанность. Она о нем нежно заботилась и давала ему деньги. Этот офицер, по словам графа Игнатьева, который о нем знал, был в то время в монастыре и якобы был ранен в начале войны.
Я всегда вижу Мату Хари, прямо на скамье подсудимых. Очень высокая, стройная, лицо узкое, как лезвие ножа, внешность порой жесткая и неприятная, несмотря на ее красивые голубые глаза и правильные черты.
В ее голубом платье, с очень глубоким декольте, с ее шляпой-треуголкой, кокетливо военной, она не испытывало нехватки в элегантности, но абсолютно была лишена грации, что казалось удивительным для танцовщицы. Она была настолько немецкой и по форме, и по сердцу...
Сильнее всего в ней поражали ее полный решимости вид и сильный ум, который она постоянно демонстрировала.
Она не отрицала ничего, в чем ее упрекало обвинение, и у нее был ответ на все. Она любила объявлять себя порочной. Когда ее называли Мессалиной, она не вставала на дыбы; она оспаривала только одно обвинение: куртизанка - да, а шпионка - нет.
У Маты Хари была очень оригинальная психология. Мужчиной для нее был только офицер любого звания и любой национальности.
- Все, кто не офицеры, - провозглашала она, - меня не интересуют. Офицер - существо особое, кто-то вроде артиста, живущего на свежем воздухе среди разрывов снарядов, и всегда одетого в соблазнительный мундир. Да, у меня были многочисленные любовники, но все они были красивые солдаты, храбрецы, всегда готовые сражаться и одновременно всегда любезные и галантные. Для меня офицер составляет особую породу. Я никого не любила, кроме офицеров, и меня никогда не интересовало, был ли он немецким, итальянским или французским.
Это странное направление мысли, цинично продемонстрированное танцовщицей, было, возможно, высказано ею, чтобы польстить военным, заседавшим в трибунале. Но оно спровоцировало только чувство отвращения.
- Давайте вернемся к вашему активному существованию, - сухо сказал ей полковник. В Виттеле вы узнали о многом, и вы не прекратили переписку с Амстердамом. Ваши действия породили подозрения, вы почувствовали за собой слежку, испугались и быстро вернулись в Париж.
Полковник-президент продолжал:
- Вы посещали офицеров, летчиков. Вы были очень близки с некоторыми из них, и эти храбрецы видели в вас честную женщину. Именно на подушке вы узнавали о местах, где мы собирались высадить во вражеском тылу агентов, собирающих для нас сведения. Вы потом сообщили эти точные сведения немцам, и они таким образом смогли расстрелять много наших солдат.
- Это верно, что с фронта я переписывалась со своим любовником, который был уже не в Берлине, а в Амстердаме. Это не моя вина, что он был начальником разведывательной службы, но я ему не сообщала ничего.
Этот ответ, значение которого следует оценить, показывает линию защиты, использованную шпионкой.
Серьезная констатация
Председатель военного трибунала затем задал ей вопрос, который был намного серьезнее, чем другие.
- Когда вы были на фронте, вы знали о приготовлениях к наступлению 1916 года?
- Я узнала с помощью друзей, офицеров, которые готовились к чему-то, это точно. Но даже если я бы хотела, я не смогла бы проинформировать немцев, и я их не предупредила, потому что не могла.
- Между тем вы всегда связывались с Амстердамом при помощи дипломатической миссии, где были получены ваши письма, которые вы, как считается, писали вашей дочери.
- Я писала, я это признаю. Но я не посылала сведений.
- У нас есть доказательства противоположного. Мы знали, по крайней, мере, кому вы писали.
Услышав это утверждение, танцовщица побледнела. Она догадалась, что французам удалось «подсмотреть» в почтовый ящик дипломатической миссии, и она не стала продолжать.
Доказательство, что Мата Хари информировала врага о приготовлениях к наступлению, доказательство измены было установлено через ее переписку.
Судьи заявили об этом в своем приговоре.
- Разумеется, как театральная женщина, как же я могла не привлекать внимание. Это совсем естественно, что за мной следовали...
- В Париже вы видите, что за вами следят все больше и больше. Вокруг вас сжимается кольцо. Вы знаете, что можете быть арестованы. И как раз в это время, вы, взволнованная, собираетесь встретиться с руководителем разведки и предлагаете ему взять вас в его службу. Это - средство, к которому прибегают все шпионы, которые предвидят свой арест.
- У меня были прекрасные связи, и у меня больше не было много денег. Ничего особенного в том, что я предложила свои услуги на пользу Франции.
- Да, потому что немцы не могли вам в этот момент послать больше денег из их фонда. Но они не медлили, чтобы доставить вам десять тысяч марок дипломатической миссией...
- Это были деньги моего друга.
- Вашего друга, главы разведки. Наконец, вы вот шпионка на службе Франции. Что же вы делаете?
- Я дала сведения главе Второго бюро о местах на берегу Марокко, куда немецкие подводные лодки собираются выгрузить вооружение, очень значительные и очень полезные сведения...
- Ах! И откуда же вы взяли эти сведения? Если они были точны, значит, вы были в прямых отношениях с врагом. Если они были неверны, это потому, что вы нас обманывали.
В этот раз полковник нанес прямой удар обвиняемой, которая забормотала, зашаталась в тот момент, потом собралась с силами и, красная от гнева, воскликнула:
- В конце концов, я сделала все, что могла, для Франции. Мои сведения были хороши. Я не француженка, и я вам ничем не обязана... Вы пытаетесь меня запутать, я - только бедная женщина, и, для офицера, вы не любезны...
Тогда, правительственный комиссар Морне, с теплым голосом, с благородным жестом, почти склоняясь к Мате, сказал.:
- Мы защищаем нашу страну, мадам, простите нас!
Танцовщица, удивленная, осталась озадаченной, затем, пытаясь скрыть свое беспокойство, приняла высокомерную позу:
- Я не француженка и не немка, - сказала она. – Я подданная нейтральной страны. Меня преследуют, и вы несправедливы по отношению ко мне. И не любезны, я повторяю.
Несколькими минутами позже она скажет об ужасном лейтенанте Морне:
- Какой плохой этот человек!
Но обвиняемая все еще не закончила с обвинением. Мы увидели, что она появилась во Втором бюро. Там ее подозревали уже давно (об этом им сигнализировала в первый раз английская служба), но притворились, будто согласны принять ее услуги.
- Что вы можете сделать для нас? - спросил ее капитан Л. [Жорж Ладу].
Мата Хари, думавшая, прежде всего, о том, чтобы оставить Францию, совершив подвиг, которым бы восхищались ее друзья, немецкие офицеры, тут же предложила свою гениальную идею:
- Я могла бы быть полезной для вас в Бельгии, - сказала она. - Я собираюсь отправиться туда; дайте мне имена и адреса ваших секретных агентов в этой стране, я им доставлю ваши инструкции...
- Хорошая идея, - подумал полковник Ж.. Вам дадут эти имена.
Принесли список вымышленных имен, который был вручен ей как ценная тайна. Среди этих имен единственное имя было точным: это было имя очень подозрительного двойного агента.
Три недели спустя двойной агент был расстрелян пруссаками в Брюсселе.
Это было новое доказательство ее виновности. И еще Мата Хари так спешила покинуть Францию.
Она хотела отправиться только в Бельгию, для того, как говорила она, чтобы передать нам сведения, а в действительности, потому что она была серьезно встревожена.
Было принято решение позволить ей уехать.
Наше бюро разведки направило ее в Англию, откуда, как ей сказали, она села бы на корабль, идущий в Амстердам. Но англичане, предупрежденные нами, ее задержали и отправили в Испанию.
Наши офицеры, действуя таким образом, доказали свою большую осторожность и снисходительность.
Несмотря на инциденты в Виттеле и фрагменты бумаги, найденные у нее, несмотря на письма, опущенные ею в ящик дипломатической миссии и прочитанные нашими агентами, у службы не было еще решающих материальных доказательств ее виновности, и Второе бюро просто освободилось от нее, отослав ее в надежде, что ее повесят в другом месте.
Возможно, также ее многочисленные связи в Париже помешали ее быстрому аресту...
Наконец, она оставила Францию.
Это было только начало ее неприятностей.
Решающее доказательство
И вот Мата Хари в Испании. Она так хотела попасть в Амстердам, а оказалась в Мадриде, почти без денег! Как дама богатая и с положением, она отправилась в «Гранд Отель», где надеялась встретить французского военного атташе и немецкого военно-морского атташе.
Здесь необходимо дать пояснение. Во время войны Испания - и Швейцария - были центрами немецкого шпионажа. В Барселоне был центр для вербовки агентов, а в Мадриде бюро разведки [главная резидентура].
Именно в Барселоне капитан Эстев, из французских колониальных войск, пришел наниматься к немцам. Ему дали 300 франков (оплату за возвращение во Францию). Ни одним су больше! Немцы действительно не были щедры со своими шпионами; стоило шпиону согласиться, как он оказывался у них на крючке. Если бы немцам что-то не понравилось, они сами бы выдали предателя его стране. Многих предателей, которые не могли больше быть полезными для немцев, они выдали нам, чтобы не расплачиваться с ними. Они оплатили их счета французскими пулями.
В мадридском «Гранд Отеле» Мата незамедлительно встретилась с немецким морским атташе, лейтенантом фон Кроном, и Х-21 заставила себя признать. Кроме того, она еще крутилась вокруг французского военного атташе; она садилась за стол, соседний с его столом, искала любой повод, чтобы завязать разговор. Но француз, уже предупрежденный офицер, остался бесстрастным и не ответил ни на один из ее намеков, так что танцовщица ничего не добилась своими заигрываниями.
Мате Хари больше нечего было делать в Мадриде. Немцы спешили отослать ее во Францию. И вот тут произошел важный инцидент. Фон Крон - если только это был не фон Калле - немецкий офицер, оплатил милости Маты Хари несколькими драгоценностями. Но Мата вернула их: она предпочитала звонкие наличные, так как, протанцевав все лето, она очень обеднела, когда наступила зима. Офицер не захотел или не смог взять необходимую сумму из своего личного сейфа. Они условились, что если Мата вернется в Париж, то там она получит 15000 песет, в которых она нуждалась. И именно это ее погубило.
Немецкий разведчик послал радиограмму в Амстердам, прося деньги для Х-21.
Эйфелева башня перехватила это сообщение. Мы узнали быстро - я не могу сказать как, но мы убедились - что речь шла о Мате Хари.
Она представилась в дипломатической миссии X., дотронулась до суммы, о которой было сообщено, и ее арест был тотчас же решен.
Арест
Эта мера была принята не без некоторого (?) колебания.
Когда комиссар полиции Триоле представился в отеле, где она жила, чтобы приступить к ее аресту, Мата Хари лежала и была полностью голой. Не прикрываясь, и с более чем шокирующей непристойностью, она приступила к своему туалету перед инспекторами, спрашивая: - Без сомнения, вы пришли за мной ради бельгийского дела?
Шпионка попросила, как известно, чтобы ее послали в Бельгию, чтобы наблюдать за нашими агентами!
- Да! Да! – согласились полицейские.
Опасаясь вспышки гнева танцовщицы, они не осмелились сообщить, что пришли ее арестовать, и не показали ей ордер на арест.
Только прибыв во Второе бюро, комиссар вручил ей ордер. Мата взяла его, не читая, и сказала у дверей:
- Кому из этих господ я должна вручить эту бумагу?
- Вначале, - грубо возразил капитан Л., скажите нам, с каких пор, Х-21, вы на службе Германии?
- Я не понимаю, - ответила Мата, побледнев.
- Х-21, скажите нам, с какого времени вы на службе Германии?
Последовало очень живое объяснение, после которого Мата Хари отправилась ночевать в тюрьму Сен-Лазар.
Теперь давайте вернемся в зал суда.
В замешательстве!
Полковник ознакомил ее с примечательной радиограммой из Мадрида.
- Вы не можете отрицать, - сказал ей полковник, председатель суда, - что пошли в дипломатическую миссию, чтобы получить сумму, которую лейтенант фон Крон вам пообещал в Мадриде?
И Мата невозмутимо прибегнула к излюбленной системе защиты и спокойно ответила:
- Это совершенно верно. Лейтенант фон Крон, не желавший оплатить мои ласки своими деньгами, посчитал, что ему удобнее будет заплатить за них деньгами его правительства!...
- Военный суд примет это объяснение за то, чего оно стоит, - заметил полковник. - Вы признаете, что деньги происходили от руководителя немецкой разведки в Амстердаме?
- Вполне. Деньги исходили от моего друга из Голландии, который оплачивал, не зная этого, долги моего друга в Испании.
Из обвиняемой не удалось больше что-либо вытащить. Она получила «удар телеграммой» как удар дубиной по голове. Она шаталась, мертвенно-бледная, безумные глаза, сморщенный рот, откуда исходили почти бессвязные фразы:
- Я, я вам скажу, что, что это были деньги, чтобы оплачивать мои ночи любви. Это, это моя цена. Поверьте мне, будьте любезны, господа французские офицеры...
- Все это не ничего доказывает! - хотел сказать адвокат, господин X., который искренне, очень искренне сочувствовал своей клиентке, предложил дать ей флакон с солью, и ему протягивали бонбоньерку.
- Я не нуждаюсь во всем этом, - сказала ему Мата, жестко отталкивая его. - Я не маленькая женщина. Я буду сильной!
И танцовщица, повернулась к членам трибунала, бросив на них взгляд с вызовом!
В этот раз она была очень задета, и, видимо, почувствовала себя потерянной.
Судебное заседание было прекращено на этой неожиданной развязке. Нельзя сказать, что впечатление было глубоким, так как не было публики. Большой зал апелляционного суда был пустынным и голым. Часовые в кулуарах были всегда суровы. Везде, на пыльных и пустых скамьях, в сероватой атмосфере второй половины дня не было солнечного света, всюду была тень огорчения и грусти. Приходили мысли о бедных фронтовиках, которые там на фронте сражались лицом к лицу с врагом, и которым эта жалкая женщина, вся обвешанная мехами и цветами, наносила удар в спину.
Защитник
Во время перерыва, ко мне подошел защитник [мэтр Эдуард Клюне]. Если воспользоваться словами Дюма из его «Нельской башни», это была благородная голова старика. У него на груди была медаль за войну 1870 года, и он проявил себя очень крупным специалистом по международному праву. Он доверял... Он всегда доверял! Даже прежде чем открыть ее дело, он утверждал о невиновности Маты Хари. Он настолько был убежден в ее невиновности, что именно поэтому, в системе военного правосудия, он сам, как стало известно, попросил председателя коллегии адвокатов назначить его официальным ее защитником.
Адвокат с большим талантом, он желал защитить эту женщину, которой он восхищался уже давно, поэтому у него было без сомнения внутреннее и абсолютное убеждение, что она невиновна. Его чистосердечность была трогательной, его самоотверженность волнующей и достойной лучшего применения.
- Что же вы думаете об этом, господин майор? - спросил он меня с улыбкой, полной надежд.
- Я думаю, что она большая плутовка, и скверная!
Я тотчас же пожалел о моей искренности, так как почувствовал, что огорчил его.
- Подождите хотя бы свидетелей защиты! Но главное – дождитесь моей речи в суде!
Его судебная речь, очень теплая и искренняя, вызвала у нас, конечно, волнение, но со свидетельствами у нас было много неожиданностей, они нам показали, насколько эта женщина была виновна и опасна.
Она смогла, действительно, завязать отношения - чисто сентиментальные, и это правда – но, тем не менее, отношения, с могущественным чиновником министерства иностранных дел и даже с самим военным министром.
Имена этих деятелей тут не представляют большой важности, потому что инциденты, в которых они были замешаны, не имели никакого военного значения. Мы упомянули о них только потому, что они показывают отвагу большой шпионки.
Сенсационные показания
Начинался допрос свидетелей защиты. Мата казалась спокойнее. Она подкрасила губы красной помадой и уже улыбалась.
Адвокат вручил ей скромный букет, и она грызла конфеты, бросая украдкой взгляды на судей-офицеров.
- Введите г-на X., - сказал полковник.
Персонаж с очень изысканной походкой - а также очень стеснительный – предстал перед судьями.
Танцовщица встала; она притворилась, что не смотрит на свидетеля, без сомнения, чтобы не увеличивать свое и так заметное смущение.
- Пожалуйста, назовите ваши фамилию, имена, род занятий, - спросил полковник.
Свидетель повиновался. Нам тут будет достаточно сказать, что он занимал в министерстве иностранных дел один из наиболее высоких постов, почти наивысший. [Анри де Маргери]
- Почему вы попросили вызвать свидетеля? - спросил президент.
Не шевелясь и не глядя в сторону свидетеля, Мата, в спокойном тоне, нежно, почти тихо, ответила:
- Господин занимает один из наиболее высоких постов, которые существуют во Франции. Он в курсе всех намерений правительства, всех военных проектов. По моему возвращению из Мадрида, я встретилась с ним. Он был моим первым другом после моего развода, и было вполне естественно, что я встречалась с ним с удовольствием. Мы провели три вечера вместе. Я ему сегодня задаю следующий вопрос: «В какой-то момент, попросила я у него какие-то сведения? Воспользовалась ли я нашей близостью, чтобы выведывать у него тайны?»
- Мадам мне не задавала никаких вопросов, - ответил свидетель.
- Вы хорошо видите, что это - не шпионка! - воскликнул защитник. - Если бы она желала собрать ценные сведения, ей стоило только протянуть руку.
- Тогда, о чем же вы беседовали в течение этих трех вечеров? - спросил как всегда любознательный президент. – В разгар войны вы не говорили о том, что всех нас волнует: о войне?
- Мы говорили об искусстве, - ответил свидетель, - об индийском искусстве.
- Ну, допустим, - заметил правительственный комиссар. - Давайте допустим. Но признайте, что факт близости с таким высокопоставленным лицом придавал вам, обвиняемая, также и значительный вес в глазах немцев. Несомненно, именно эти связи с важными людьми способствовали получению дополнительной оплаты, которые вы получали различными путями по каналам дипломатической миссии...
Свидетель уходит со вздохом облегчения. Ух! – на него не слишком давили.
Мата пользовалась для связи с руководителем шпионской службы бланками «Министерство иностранных дел - Кабинет Министра»? Это нельзя утверждать с уверенностью. Но некоторые найденные обрывки бумаги позволяют допустить эту гипотезу.
Явка в суд этого персонажа – значительного, давайте повторим это - не произвела никакого благоприятного впечатления; она спровоцировала только чувство неловкости у всех присутствующих.
Министр
Но вот более характерный инцидент.
У Маты нашли много писем офицеров, летчиков, и парижских высокопоставленных персон. Одно из этих писем было от военного министра... Мы об этом не скажем больше чтобы не называть его, и поступим при этом, как сама Мата Хари. [Адольф Мессими]
Письмо, которое фигурировало в деле, рассказывало о событиях дня и об очень интимных вещах.
Президент, стоя, начал чтение...
Мата внезапно встала и сказала:
- Не читайте это письмо, господин полковник.
- Я вынужден его прочитать.
- Тогда не знакомьте с подписью.
- И почему?
- Потому что, - возразила Мата, - потому что подписавший женат, и потому, что я не хочу стать причиной драмы в честной семье. Не говорите об имени, я вас прошу.
Полковник остановился, колеблясь.
Один офицер, член суда, встал:
- Я прошу, - сказал он, - чтобы было прочитано все письмо с подписью.
Так и было сделано. Таким образом, мы узнали имя этого важного персонажа. Это имя произвело глубокое изумление, и - чтобы быть точным – вызвало многочисленные улыбки.
- Вы не сдержанны, - не смогла воздержаться от возгласа танцовщица, надувая губы.
Скромность - действительно, профессиональное качество любезных девушек. Ни за какую цену нельзя компрометировать друга на один день - или ночь, никогда нельзя заниматься личностью клиента, никогда нельзя предавать инкогнито прохожего, главным образом, когда этот прохожий часто проводит … смотр французских армий.
- Разумеется, вы с министром не говорили никогда ни о политике, ни о войне? - спросил полковник.
- Никогда! – воскликнула Мата громким голосом.
И она вновь села с удовлетворенным видом маленькой женщины, восхищенной тем, что стали известны ее отношения с министром. Она внимательно посмотрела на судей, чтобы видеть произведенный результат, и, приняв свободную позу, занялась своим адвокатом.
Эти отношения с сильными мира сего, вероятно, поддерживались ею для повышения своего статуса в глазах наших врагов. Для немцев шпионка, которая могла войти в кабинет министра иностранных дел или в кабинет военного министра, представлялась бесценной.
Итак, Мата, прежде всего, была жадна до денег. По подсчетам руководитель шпионской службы ей предоставил более 60000 марок, то есть 75000 франков. Это было для них много. Их обычным агентам они редко давали более одной тысячи. Также сколько несчастных, которые хотели продаться и продались, были разочарованы, получая свои худые динарии - тридцать серебряников Иуды. Но на этом заседании, проводившемся за закрытыми дверьми и в наглухо огороженном помещении, не узнали - и впрочем, так и не сообщали никогда:
Как была раскрыта тайна отношений Маты Хари и ее переписки с Амстердамом;
Как выяснили ее имя, данное при крещении шпионки [ее агентурный псевдоним, номер Х-21], письма и шифры, которые служили ей для опознавания и установления связи с немецкими агентами;
Как были расшифрованы телеграммы или радиограммы, направленные ей самой или отправленные для нее в дипломатическую миссию;
Как, наконец, вышли на ее след, и дипломатическая миссия какой именно более или менее нейтральной страны служила для нее почтовым ящиком.
Это все маленькие тайны контрразведки. Было бы достаточно обратиться к досье Маты Хари, чтобы о них прочитать. Но мы не считаем себя вправе их разоблачить.
Впрочем, наиболее простые предположения позволены, и читатель может и сам догадаться о многом.
Важно, что военная юстиция обнаружила точные факты и предъявила их на глазах у подсудимой, которая этого не отрицала, которая старалась это объяснить: письма немцам, это были ее любовные письма; когда деньги были получены от официальных шпионов, то это были деньги от ее любовников.
С этой системой защиты никогда нельзя кого-либо поймать с поличным на лжи или противоречиях. Признается все и объясняется все. Только чтобы проявлять стойкость, надо иметь редкую отвагу и хороший ум. У Маты было и то, и другое, и вот поэтому она и была наиболее опасной из шпионок.
«Я не француженка»
Судебная речь защитника была яркой, но малоубедительной. Между тем, Мата была доверчива; она не верила в свое осуждение.
В конце прений она придала лицу соответствующее выражение, как в театре, и приняла подобающую позу. Она преобразилась.
Снова перед нами предстала сирена в ее странной привлекательности, она воспользовалась для предпоследнего акта всем кокетством, на которое была способна. Она прекратила быть обвиняемой, которая беспокоится и хлопочет о спасении своей головы. Она снова стала женщиной и артисткой, улыбающейся судьям. Еще немного, и она разделась бы и для них, и продемонстрировала бы пример своих хореографических талантов. Она имела успех у больших, почему она потерпела бы неудачу у малых?
- Есть ли у вас что-то, что вы хотели бы добавить к вашей защите? - спросил полковник.
- Ничего. Мой защитник сказал вам правду. Я не француженка. Я имела право иметь друзей в других странах, даже воюющих с Францией. Я осталась нейтральной. Я полагаюсь на доброе сердце французских офицеров.
Ее адвокат с горячим чувством взял ее руки... Все было закончено.
Когда десять минут спустя судьи вышли из зала заседаний, я услышал, как майор С. сказал, с волнением:
- Это ужасно посылать на смерть столь соблазнительное создание и с таким умом... Но она причинила такие катастрофы, что я осудил бы ее двенадцать раз, если бы мог!...
Приговор был зачитан обвиняемой вне присутствия трибунала, при вооруженном карауле. Мата, предупрежденная своим адвокатом, который плакал, выглядела бесстрастной, прямой, жесткой, мертвенно-бледной.
- Приговор! - произнес секретарь суда. - От имени французского народа...
- На караул! – отдал приказ дежурный аджюдан.
Мата закусила себе губы, пожала плечами и улыбнулась. Она казалась только немного огорченной из-за того, что не могла выйти и вернуться к своим выступлениям, мирским удовольствиям и своим произведениям.
Любовница голландского премьер-министра
Если Мата казалась спокойной, то вероятно, из-за того, что у нее были могущественные защитники не только во Франции, но заграницей, особенно в Голландии.
Генерал Букабей, бывший военный атташе в Гааге, собрал многочисленные документы, касающиеся танцовщицы.
Мата, прежде чем стать любовницей французского военного министра, имела в качестве любовника немецкого кронпринца, который увез ее на маневры в Силезию. Затем герцог Брауншвейгский осыпал ее марками. Проезжая через Голландию, она сделала своим любовником председателя совета министров ван дер Линдена – совсем просто.
Именно этот последний настойчиво пытался просить французское правительство об ее помиловании. Надо напомнить, что королева Вильгельмина, несмотря на настояния принца-консорта, отказалась поддержать это ходатайство. Это именно тот министр, который после осуждения Маты Хари, вызвал демонстрации против французов, которых он представил как "дикарей" и "варваров". Правительство того же ван дер Линдена позволило организовывать у себя под носом разветвленную систему шпионажа.
Немецкий консул был во главе этой службы. В Гааге он выдавал паспорта. В Схевенингене – на морском курорте - он получал разведывательные сведения.
В Сен-Лазаре
И вот мы в Сен-Лазаре.
Там осужденную разместили в камере № 12, той, где раньше были заключены госпожа Стенель, госпожа Кайо, и т.д. Это довольно просторная комната, с двумя окнами и с трех постелями - две из них служат для «наседок» или для помощниц, ответственных за наблюдение за осужденной.
Официальное наблюдение осуществлялось сестрами. Несмотря на все попытки секуляризации, сестер в Сен-Лазаре так никогда и не смогли заменить. Они сами имеют власть над более или менее - скорее менее - покорными дамами, которые населяют это заведение. У узниц характер, как правило, малоприятен и мысли ужасны: они не слушают ни Бога, ни черта, но они слушают монахинь, которые вызывают у них глубокое уважение и повинуются им беспрекословно. Самые жесткие сторонники секуляризации были вынуждены сохранить эту систему.
Мата Хари была по происхождению еврейкой, перешедшей в протестантизм. И она поначалу отказывалась принимать монахинь, и когда они посещали ее камеру, встречала их с настоящей враждебностью.
Сестра Мари, - маленькая и милая младшая сестра, энергичная, любознательная, говорящая на арго с узницами, когда было нужно, - младшая сестра Мари была очень рассержена из-за такого отношения Маты Хари, отвергавшей всю ее мягкость, и иногда очень дерзкой.
Однажды, когда я пришел узнать новости о Мате Хари, сестра сказала мне:
- Господин майор, Мата Хари зла в душе. Когда вы приедете, чтобы отвезти ее в Венсен, выделите мне место в вашей машине. Она не хочет меня видеть. Я хотела бы узнать, как она будет держаться перед нашими солдатами.
Но за несколько дней до казни, осужденная раскаялась в своей грубости и извинилась перед сестрой милосердия, которая тотчас же утешила ее – и утешала ее до расстрельного столба.