http://www.1tvs.net/2011/12/arsenij-chi ... pereryvov/Арсений Чистяков. У шпионов нет обеденных перерывов…
Декабрь 1, 2011
718973 «Холодная война не закончилась, она только перешла на новую арену, глобальный рынок».
Появление книг, подобной этой работе А.Тобольского [1], свидетельствует о том, что, во-первых, тема противостояния разведок наконец вынесена за скобки политкорректности, и вещи, некогда стыдливо замалчиваемые по разным причинам, стали называть собственными именами. Во-вторых, Россия, при всех неурядицах, сопровождавших её последние 20 лет, представляет собой объект пристального внимания для самых сильных и посредственных спецслужб мира. Им не дают покоя наши экономические, технологические, ресурсные, экологические и военные секреты. Чтобы обезопасить национальные интересы, уберечь от утечек из страны стратегической и иной информации и появилась книга-предупреждение, книга-справочник, книга-инструктаж − «Экспансия иностранного шпионажа. Угроза модернизации России».
Читателю впервые предлагается исчерпывающая информация об иностранной разведке и шпионаже, ведущих тайную экономическую войну. Автор раскрывает их сущность, движущие мотивы, стержневые принципы, концепции, организацию и функционирование. Показывает, что главным приоритетом современного шпионажа является охота за высокими технологиями и инновациями, что несёт угрозу модернизации российской экономики и вызывает необходимость адекватной защиты инновационной деятельности. Книга адресована представителям власти, бизнес-сообщества, промышленности, науки, всем тем, кто связан с управленческой деятельностью, разработкой и реализацией новых технологий и инноваций, всем, кого интересует будущее экономическое процветание России.
Многоаспектная публикация интересна, действительно, самым широким читательским кругам, поскольку, как сообщает, со ссылкой на ФБР США, эпиграф к первой главе: «Холодная война не закончилась, она только перешла на новую арену, глобальный рынок». Поэтому, дабы не растекаться мыслью по древу, мы обратимся к информационной практике взаимодействия внутри разведывательного сообщества США – эпицентра происков и угроз глобального характера.
Одна из проблем, осложняющих деятельность контрразведывательных служб США, состоит в том, что работники государственных и частных организаций во многих случаях не спешат информировать специальные
ведомства о случаях шпионажа из-за боязни ответственности. Кроме того, компании не делают этого из нежелания быть дискредитированными в лице своих держателей акций. И, судя по всему, они в своих опасениях и практиках, не одиноки…
По этой причине органами контрразведки уделяется повышенное внимание установлению доверительных отношений с представителями государственных учреждений и частного сектора. Рыцари плаща и кинжала создают и распространяют обширнейшие программы, направленные на информирование бизнес-сообщества об угрозах иностранного шпионажа для государственных структур и частного бизнеса. О том, насколько важной является деятельность подобного рода контрразведывательного американского сообщества, свидетельствует выделение в Национальной контрразведывательной стратегии Соединённых Штатов специального раздела. В нём трактуется важность механизма для публичного распространения информации о национальной безопасности СIIIА в частном бизнесе и среди общественности: «Контрразведывательное сообщество должно вовлекать частный сектор, научное сообщество и общественность в постоянный диалог в отношении угроз, которые стоят перед нами, и наш ответ на эти угрозы». Вместе с тем контрразведывательное сообщество Соединённых Штатов фактически уже многие годы ведёт такую деятельность под названием «Программы осведомлённости».
Создание специального раздела в документе о стратегии только ещё раз подчёркивает его значения в деятельности контрразведывательных организаций. «Программы осведомлённости» были разработаны в Соединённых Штатах в целях обеспечения правительственных организаций и частного бизнеса информацией об иностранных угрозах шпионажа. Программы призваны помочь, прежде всего, бизнес-структурам защитить секретную и собственническую экономическую информацию от незаконного её получения враждебными разведывательными организациями. Большую часть информации об угрозах, которая поступает в промышленность по линии программ, получают компании, работающие по правительственным контрактам. В число получателей входят компании, имеющие контракты с НАСА, ЦРУ Министерством обороны и Министерством энергетики. Зная о таких подробностях, иного определения как общества тотальной слежки и доносительства на ум не приходит.
ФБР в рамках «Программ осведомлённости» регулярно рассылает в правительственные и частные структуры секретную информацию об угрозах и о методах экономического и промышленного шпионажа. Реализация ФБР такого рода контрразведывательной профилактической программы «позволяет её получателям своевременно выявить уязвимые места в своих системах обеспечения безопасности и предпринять нужные меры для их устранения. Так, только за один год 56 региональных управлений Бюро выявляет около 10 сверхценных корпоративных целей и предупреждает главных руководителей корпораций о потенциальных угрозах шпионажа, которым они могут быть подвергнуты, причём в большей своей части со стороны собственных сотрудников.
Представители ФБР регулярно встречаются с руководством таких компаний, как «Дженерал Электрик», «Дюпон», «Карнинг», с ведущими национальными производителями военного вооружения. Кроме того, координаторы региональных управлений ФБР имеют возможность поддерживать с помощью факсимильной связи контакты с 25 тысячами компаний, технологии и собственническая информация которых может представлять интерес для иностранных разведок. В рамках «Программ осведомлённости» американского бизнес-сообщества координаторами
активно используется электронная почта, число получателей которой составляет более ста тысяч.
Подобной деятельностью также активно занимается Национальное исполнительное управление контрразведки. Оно постоянно накапливает и координирует распространение информации для большей осведомлённости частного бизнеса об угрозах, методах и приёмах экономического и промышленного шпионажа. Распространением накопленной информации по мере необходимости осуществляется Подразделением исполнительной власти.
Большую роль в программах осведомлённости играет Министерство обороны США. Так, на конференциях, на которых присутствуют компании, имеющие государственные контракты, Оборонное разведывательное агентство (DIA) по своей программе, называемой «Программа оборонной информации по контршпионажу», проводит инструктаж по вопросам текущих угроз со стороны иностранного экономического и промышленного шпионажа. Предметом инструктажа компаний являются вопросы кражи экономической и промышленной информации, в том числе дружескими странами, а также предотвращения незаконной передачи технологий. При этом компании снабжаются информацией по данной тематике для проведения тренировочных курсов персонала. Оборонное разведывательное агентство готовит оценки рисков по корпорациям, принадлежащим иностранным собственникам, связанных с американскими корпорациями, имеющими отношение к контрактам МО США. В связи с чем частный бизнес изучает иностранные разведывательные угрозы, адресованные межнациональным контрактам..
В свою очередь Институт оборонной безопасности МО (DODSI) разрабатывает и ведёт курсы по инструктажу по мерам безопасности и противодействия промышленному шпионажу, включая такие темы, как промышленность, персонал, осведомлённость по вопросам безопасности и программы управления системами безопасности. Институт публикует по этим вопросам несекретные материалы. Его публикация Бюллетень по осведомлённости в области безопасности распространяется среди 25 000 подписчиков в правительственных кругах и в промышленности. Кроме того, Институт начал производить видеосерии по темам осведомлённости в области безопасности под названием «Встречая шпионаж».
Оборонная служба расследований (DIS) делится с промышленностью информацией о целях промышленного шпионажа, направленного на специальные технологии или на конкретные контракты. Эта информация базируется на анализе информации с баз данных, таких как «Иностранные владения, контроль или влияние» (FOCI), «Выдача сведений об иностранцах и техническая информационная система». Кроме того, специальные агенты службы получают информацию об иностранных угрозах входе встреч с представителями служб безопасности компаний, организуемых в рамках Национальной промышленной программы по безопасности, а также благодаря их взаимодействию с контрразведывательными агентствами Соединённых Штатов.
Информационные сообщения службы распространяются через каналы МО США. Помимо этого службой проводятся разъяснения подрядчикам оборонных заказов вопросов безопасности на специальных семинарах, посвящённых угрозам промышленного шпионажа. Эта служба возглавляет также программу по инструктажу и распространению подробных докладов о шпионаже, предназначенных для персонала корпораций, имеющих правительственные оборонные заказы. Она также осуществляет инструктаж служащих, которые выступают в роли принимающей стороны иностранных посетителей и тех специалистов, которые участвуют в зарубежных визитах в иностранные компании. Служба DIS инструктирует служащих, которые посещают международные конференции и семинары или направляются на работу за границу, а также тех служащих, которые работают с группой иностранных специалистов в стране.
В работе по распространению информации, направленной на осведомлённость об угрозах экономического и промышленного шпионажа, принимает активное участие контрразведывательная служба Министерства энергетики. Она не только проводит основательный анализ положения дел в области безопасности и угроз со стороны иностранной экономической разведки на своих объектах, но и на основе такого анализа готовит практические рекомендации по вопросам безопасности дня других, стратегически важных государственных и частным исследовательских центров и лабораторий.
Контрразведывательные организации других зарубежных стран, прежде всего высокоразвитых, так же как и США, проводят постоянную профилактическую работу, обращённую на повышение уровня осведомлённости государственных организаций и частного бизнеса об угрозах иностранного экономического и промышленного шпионажа.
Однако её масштабы не так велики, как в США. В этой деятельности они ориентируются не только на опыт американских спецслужб, но и используют свои собственные своеобразные способы. Например, в Великобритании контрразведывательная служба Ми-5 привлекла к этой деятельности частную «консультативную группу КРМG, которая специализируется в области безопасности. Эта группа стала заниматься отслеживанием случаев промышленного шпионажа и распространять полученную информацию среди ведущих британских компаний… КРМG тесно сотрудничает с английской станцией перехвата коммуникационных сообщений GCHQ, входящей в состав «Эшелона». На основе этого сотрудничества она постоянно готовит и распространяет уведомления «Обмен информацией о преодолении угроз». Подготовка этого документа в целях оценки «уровня угрозы и предупреждения о надвигающихся опасностях» осуществляется с командой специалистов по безопасности и экспертами по информационным технологиям».
Контрразведывательные службы индустриально развитых государств являются хорошо организованными и эффективными в исполнении своих профессиональных задач. В результате чётко налаженной профилактической работы, с подключением к ней средств массовой информации, контрразведывательные службы добиваются со стороны гражданского общества поддержки и одобрения своей деятельности.
В век глобальных информационных обменов не худо бы и нам, среднестатистическим гражданам России, помнить о том, что мир полон опасностей. И что за пределами страны у нас, как минимум, меньше друзей, чем недоброжелателей. Если вы ещё сомневаетесь, прочтите эту книгу или поразмышляйте над инструкциями ЦРУ.
Арсений Чистяков, филолог
Примечание:
[1] Тобольский Александр. Экспансия иностранного шпионажа. Угроза модернизации России. – М.: Вече, 2011.
----
Рецензия на книгу Тобольского. Книгу я полистал, показалась вполне глубокой и интересной, правда, не столько людям, интересующимся историей, сколько людям с практическим интересом к этому вопросу.