В. М. КЛЕАНДРОВА, Л. С. ЯКОВЛЕВ
ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ, ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА И КОНТРРАЗВЕДКИ РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Лекция
Москва 1985
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ПОЛИЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ I. Полиция и политический сыск в XVIII веке
§ 2. Органы общей и политической полиции в первой половине XIX века
§ 3. Органы полиции и политического сыска во второй половине XIX века
§ 4. Органы полиции и политического сыска в период империализма
Глава II. КОНТРРАЗВЕДКА РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ I. Организация борьбы со шпионажем в XVIII веке
§ 2. Организация борьбы со шпионажем в XIX веке
§ 3. Органы контрразведки в период империализма
Глава I. ПОЛИЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ I. Полиция и политический сыск в XVIII веке
Полиция царской России была одним из важнейших органов в механизме государства. На нее возлагались функции охраны общественного порядка к борьбы с посягательствами на существующий политический строй как со стороны трудящихся, так и со стороны противников его внутри самого господствующего класса. В соответствии с этим в царской России действовали специальные учреждения общей полиции и политической полиции (политического сыска).
Возникновение в России специальных органов полиции и политического сыска связано с установлением абсолютизма. Обострение классовых противоречий, рост народных выступлений заставили самодержавие укреплять карательный аппарат в целом, создавать регулярную полицию.
До начала XVIII века функции полиции выполняли органы местной администрации и сами помещики. Специального полицейского аппарата до 1718 года не было. В 1718 году Петр I учредил должность генерал-полицмейстера, образовал полицмейстерскую канцелярию и утвердил специальную инструкцию, определившую права и обязанности этого учреждения. Петербургская полицейская канцелярия стала центральным органом полицейских учреждений в Москве и других городах. В целях оказания помощи штатному полицейскому аппарату широко использовалось население, исполнявшее полицейскую повинность. В каждой слободе, на каждой улице из местных жителей назначались сотские (старосты), десятские, пятидесятские, ночной караул.
Регулярная полиция действовала лишь в городах, в сельской местности помещики по-прежнему имели права вотчинной полиции, выступая как агенты правительственной власти.
Полиция стремилась взять под контроль все стороны жизни общества, что вполне соответствовало политическому режиму абсолютной монархии, который может бить определен как полицейский.
На полицию возлагались карательные функции: борьба с различными формами сопротивления народных масс, с уголовной преступностью, следствие и суд (по всем делам, исключая политические в финансовые), исполнение приговоров. Полиция регистрировала приезжающих и отъезжающих (Главная -Петербургская - полицейская канцелярия должна была контролировать въезд и выезд иностранцев), ведала паспортным режимом, объявляла царские указы и следила за их исполнением, контролировала выполнение населением различных повинностей и т.д. Полиция также отвечала за санитарное состояние и благоустройство городов, вела борьбу с пожарами и бродяжничеством. Подробнейшая регламентация всех сторон жизни общества, характерная для абсолютизма, обусловила и чрезвычайно широкую компетенции полицейских органов, осуществлявших административное принуждение.
В начале XVIII века организацией политического сыска* занимался Преображенский приказ (первоначально орган управления Преображенским полком, личная охрана Петра I).
---------
* * В 1658 году был учрежден Приказ тайных дел, который наряду со многими другими выполнял функции органа политического сыска.
Постепенно в Преображенском приказе сосредоточилось руководство борьбой с политическими противниками Петра I, суд и следствие по политическим преступлениям ("Государево слово и дело")
В 1718 году дополнительно к Преображенскому приказу в Петербурге была создана Тайная розыскных дел канцелярия. Канцелярия вела процессы по политическим делам (о "злом умысле против персоны его царского величества или измене", о "возмущении или бунте"), а также процессы по делам о хищениях из казны.
И Преображенский приказ (существовал до 1729 года), и Тайная канцелярия (упразднена в 1726 году) действовали как органы тайного розыска, следствия и суда. В 1731 году была создана Канцелярия тайных розыскных дел, явившаяся преемницей Преображенского приказа и Тайной канцелярии. В 1762 году вместо неё была создала Тайная экспедиция при Сенате. Позднее она была подчинена генерал-прокурору. Для деятельности органов политического сыска XVIII века характерны неограниченный произвол, пытки и допросы "с пристрастием", крайне жестокие меры наказания. Часто обвинения строились на основе доносов и оговоров.
В последней четверти XVIII века органы полиции претерпели существенные изменения. После подавления крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачева при Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года, в результате которой был значительно усилен местный, аппарат управления. В ходе реформы был создан специальный полицейский орган в уездах - Нижний земский суд, полностью находившийся под контролем уездного дворянства - капитан-исправника и земских заседателей.
Как указывалось в "Учреждении для управления губерниями Всероссийской Империи" Нижний земский суд осуществлял надзор за "благочинием, добронравием и порядком", за исполнением законов; выполнял распоряжения административных властей; боролся с уголовной преступностью, народными выступлениями, бродяжничеством; следил за торговлей, за состоянием дорог, выполнял многие другие функции. В случае необходимости капитан-исправник мог обращаться за помощью в губернское правление.
Важной реформой последней четверти XVIII века было и создание новых полицейских органов в городах.
В 1782 году был утвержден "Устав благочиния или полицейский". На основании этого документа в городах открылось новое учреждение с полицейскими функциями - Управа благочиния, состоявшее при городничем или полицмейстере. В "Уставе" более полно и четко определялись задачи, права и обязанности полиции, ее организационная структура.
Каждый город делился в полицейском отношении на части во главе с частными приставами, части - на кварталы под началом квартальных надзирателей и их помощников - квартальных поручиков. Последним подчинялись рядовые полицейские. Управы благочиния должны были следить за "благочинием, добронравием и порядком", надзирать за исполнением законов, претворять в жизнь решения местных властей и судебных органов.
Полицейские органы должны были бороться с общеуголовными преступлениями, причем не только проводить дознание и предварительное следствие, но и принимать судебное решение по мелким уголовным делам.
Управы благочиния должны были следить за санитарным состоянием города, вести борьбу с эпидемиями, бродяжничеством, осуществлять надзор за гостиницами, трактирами и т.д. На них в определенной мере возлагались обязанности и полиции нравов.
Специальный "Наказ управе благочиния" содержал подробнейшую, но не очень четкую регламентацию круга деятельности полиции, разрешая ей вмешиваться даже в частную жизнь населения.
С введением "Устава благочиния" значительно усилилось влияние полиции в государстве, что отражало его стремление поставить под свои контроль самые разные стороны общественной жизни.
В уездах, функции полиции продолжали выполнять нижние земские суды. В полной мере сохранялась вотчинная полиция.
Введение законодательства, действовавшего в последней четверти ХVIII века, имело целью не только укрепить чиновничье-бюрократический аппарат (главным образом на местах), но и усилить влияние дворянского сословия во всех основных областях жизни общества, более четко определить исключительные права и привилегия господствующего класса. Реформа местного управления, суда и полиции побуждала к активной политической деятельности провинциальное дворянство, получившее к тому же в 1785 году право на сословное самоуправление, что способствовало укреплению сознания общности классовых интересов у дворян. Жалованная грамота дворянству подтвердила право местных дворян избирать капитан-исправника.
§ 2. Органы обшей и политической полиции в первой половине XIX века
Первая половина XIX века в России характеризуется общим кризисом феодально-крепостнического строя и ростом капиталистических отношений. Существующие в стране противоречия привели к обострению классовой борьбы. В первой половине XIX века были отмечены сотни выступлений крестьянства; широкий размах приняла борьба посессионных рабочих и крепостных вотчинных мануфактур. К этому же периоду относится и восстание декабристов, которые не только выдвинули лозунги борьбы с крепостным правом и самодержавием, но и организовали первое революционное вооруженное выступление.
6
Сложившаяся обстановка определила дальнейшее развитие системы общей полиции и укрепление органов политического сыска.
Реформа управления полицией тесно связана с общими реформами органов центрального управления страной в начале XIX века. В 1802 году было создано Министерство внутренних дел, на которое возлагалось руководство органами полиции. В 1811 году из него выделилось Министерство полиции, просуществовавшее до 1819 года, а затем руководство полицией было вновь возложено на Министерство внутренних дел. Полицейские органы на местах подчинялись местной администрации, находившейся в ведении Министерства внутренних дел. Эта подчиненность сохранилась и после создания специального Министерства полиции. Таким образом, тесно связанные с местной администрацией, они фактически продолжали оставаться в ведении Министерства внутренних дел.
В 1837 году в целях упорядочения организации и деятельности полицейских органов было принято положение о земской полиции. Так же, как и ранее, функции полиции в уездах исполняли капитан-исправники и Нижний земский суд. Канцелярия земского суда состояла из двух отделов: исполнительного и следственного (судебно-полицейского). На полицейские органы возлагалось проведение следствия, выполнение судебных функций и исполнение приговора. Уезды были разделены (в полицейском отношении) на станы со становыми приставами.
Важные изменения произошли в начале XIX века в организации политического сыска. В 1801 году Тайная экспедиция Сената была упразднена. Расследование и рассмотрение дел о политических преступлениях, было передано Сенату. Для лучшей организации политической полиции в 1807 году был учрежден Особый комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящемся к нарушению общего спокойствия. Ему поручалась борьба с политическими преступлениями. Данный комитет должен был выполнять и некоторые контрразведывательные функции: в его ведении находились дела "о лицах, подозреваемых в переписке с неприятелем и в зловредных разглашениях". Созданием при комитете Особенной канцелярии завершилось образование высшего следственно-судебного органа страны по политическим преступлениям.
Одновременно с комитетом действовали и другие органы, имевшие функции политического сыска, например особая секретная полиция в Петербурге и Москве, подчинявшаяся обер-полицмейстерам и генерал-губернаторам.
В 1811 году била создана Особенная канцелярия Министерства полиции, на которую в определенной мере возлагались задачи политической полиции: пресечение антиправительственной деятельности, наблюдение за политическими настроениями населения, за деятельностью религиозных сект и некоторые другие задачи. После ликвидации Министерства полицаи Особенная канцелярия вошла в состав Министерства внутренних дел.
Все указанные органы политического сыска не имели исполнительных подразделений на местах и действовали через местную администрацию.
Восстание декабристов показало царскому правительству, что существовавшая система политической полиции нуждается в совершенствовании. В проекте генерал-адъютанта А.Х. Бенкендорфа об устройстве высшей полиции говорилось, что "события 14-го декабря и страшный заговор, подготовлявший уже более 10 лет эти события, вполне доказывают ничтожество нашей полиции и необходимость организовать новую полицейскую власть по обдуманному плану, приведенному как можно быстрее в исполнение..." В этот период одним из важнейших центральных органов управления государством являлась Собственная его императорского величества канцелярия. По указанию царя, напуганного восстанием декабристов, в рамках этого учреждения был создан специальный орган политического сыска с широкими полномочиями.
3 июля 1826 года царское правительство образовало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии, присоединив к нему Особенную канцелярию Министерства внутренних дел.*
-------------
* Полное собрание законов. Собрание второе. ТД, отд.2, № 449.
На него возлагались следующие задачи: организация политического сыска и проведение следствия по делам о государственных преступлениях; наблюдение за революционными организациями и отдельными общественными деятелями; высылка и ссылка "людей подозрительных", надзор за ними; борьба с антицерковной деятельностью раскольников и сектантов, с крестьянскими выступлениями, с должностными преступлениями, фальшивомонетничеством, крупными уголовными преступлениями.
III отделение должно было осуществлять надзор за иностранцами, сбор сведений об усовершенствованиях и изобретениях, цензуру периодических изданий и печати в целом (для этой цели была учреждена цензурная экспедиция).
III отделение состояло из четырех экспедиций, назначение которых прямо определялось задачами и основными направлением деятельности этого учреждения. Первая экспедиция занималась предупреждением политических выступлений, вела борьбу с тайными обществами и заговорами, осуществляла надзор за государственными преступниками и "подозрительными" людьми. Вторая экспедиция осуществляла надзор за религиозными сектами. Третья выполняла в основном функции контрразведки. Четвертая занималась "всеми вообще преступлениями", в том числе и крестьянскими выступлениями.
В 1827 году при III отделении были созданы корпус жандармов и пять жандармских округов. Согласно положению о корпусе жандармов, которое было принято только в 1836 году, всю страну разделили на жандармские округа, во главе которых стояли жандармские генералы. Округа делились на отделения во главе с жандармскими штаб-офицерами. К каждому округу и отделению приписывались жандармские части. В Петербурге и Москве создавались жандармские дивизионы. Кроме того, бил создан жандармский полк и полуэскадрон лейб-гвардии в армии.
В распоряжении III отделения имелась внутренняя и заграничная агентура.
Создание постоянного аппарата политической полиции непосредственно связано с развитием революционного движения, с усилением карательной деятельности государства.
В отличие от прежних учреждений такого типа III отделение было постоянно действовавшим органом, имело специальный исполнительный аппарат с многочисленными штатами, охватывавший территорию всей страны. Его компетенция была обширной и недостаточно определенной, права - неограниченными. III отделение подчинялось непосредственно царю. Требования III отделения о предоставлении интересующих сведений должны были исполняться незамедлительно начальниками всех ведомств.
Корпус жандармов был тесно связан с общей полицией и мог привлекать её на помощь при необходимости "рассеяния законом запрещенных скопишь", "усмирения буйства" и т.п.
Внимание III отделения в первые годы его деятельности было обращено на осуществление расправы над осужденными декабристами. Под контролем III отделения находились места их заключения, каторги и ссылки.
В руках III отдаления были сосредоточены следствие и суд по политическим делам. Силы и средства отделения широко использовались для борьбы со всеми проявлениями демократического движения в России.
Осуществляя надзор за всей общественно-политической жизнью в стране, III отделение сосредоточило в своих руках цензуру. Ни одного передового писателя того времени не миновали преследования этого учреждения. В 1826 году был принят цензурный устав - мрачный документ "эпохи цензурного террора" (так определяли современники это время жесточайшего полицейского режима).
Заграничная агентура III отделения информировала о настроениях и деятельности русских политических эмигрантов, польской эмиграции, о связях общественных деятелей России с революционным движением на Западе.
Все большее значение в деятельности III отделения в рассматриваемый период получали тюрьмы. К началу XIX веки тюремное заключение в России било самым распространенным видом наказания. К этому времени была создана большая сеть тюрем и других мест лишения свобода (съезжие дворы, смирительные и работные дома и т.п.). Политические тюрьмы находились в ведении III отделения, общеуголовные подчинялись Министерству внутренних дел. Какого-либо общего закона о Тюремном заключении до 1832 года в России не было, и это порождало большой произвол властей. Принятый в 1832 году "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных" установил крайне жестокий режим заключения.
§ 3. Органы полиции и политического сыска во второй половине XIX века
В середине XIX века в России наступил кризис феодально-крепостнического строя. В стране сложилась революционная ситуация, и царизм вынужден был пойти на проведение буржуазных реформ, важнейшая из которых - крестьянская, 1861 года.
Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране, развитие революционно-демократического движения определили необходимость создания более разветвленной (охватывавшей и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.
В 1862 году были изданы "Временные правила об устройстве полиции", которыми предусматривалось открытие единых для городов и сельской местности уездных полицейских управлений, возглавляемых исправниками. Городничий с его канцелярией и земский исправник с судом стали координировать свои действия. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становыми приставами. Позже были введены должности полицейских урядников, которые оказывали помощь становым приставам. Кроме того, полицейские урядники руководили и осуществляли надзор за действиями сотских и десятских, выделяемых органами крестьянского волостного сельского управления.
Волостные старшины и сельские старосты оказывали урядникам необходимое содействие, выполняя все их требования, если они соответствовали закону.
Полицейские урядники следили за общественным порядков, боролись с "бесчинством и неприличием", не допускали "сходок и собраний", "буйств и беспорядков" в публичных местах. На урядников возлагались и обязанности по оказанию помощи политической полиции. Они должны были наблюдать, "чтобы не распространялись вообще среди народа на фабриках, заводах, в питейных заведениях и т.п. злонамеренные суждения и слухи; чтобы не были распространяемы посредством рассылки, раздачи, разбрасывания или каким-либо иным способом листки, книги, картины и т.п. изделия преступного содержания". Полицейские урядники были обязаны негласно следить за неблагонадёжными и подозрительными лицами и наблюдать за поведением находящихся под надзором полиции.
В городах Управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров и градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно выросли штаты полиции, усилилась специализация различных ее подразделений. Было увеличено жалование полицейских, установлены различные льготы. Несмотря на наличие специальных инструкции положений, функции и права полиции не были точно определены законом. Они включали охрану "благочиния, общего спокойствия и порядка", борьбу с пожарами, наблюдение за трактирами и питейными заведениями, преследование нищих и бродяг, контроль за соблюденном паспортного режима, "урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами, административный надзор за ссыльными и политически неблагонадежными, проведение дознания. В ведении полиции находился также уголовный розыск (сыск)*.
-----------------
* Первое сыскное отделение было создано в 1866 году при Петербургском градоначальнике.
Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. При полицейских управлениях создавалась полицейская сыскная часть по "политическим делам".
В.И.Ленин неоднократно указывал, что в России "полиция всевластна и перед народом неответственна". *
----------------
* Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.7, стр. 175-176
Управление полицией находилось в руках департамента полиции Министерства внутренних дел.
Проведение судебной, земской и городской реформ 1864-1870 годов отразилось на функциях полиции. Так, были отменены судебные полномочия полицейских органов; проведение предварительного следствия в основном передано судебным следователям, органы полиции могли проводить лишь дознание. Некоторые хозяйственные функции полиции были переданы городским и земским органам самоуправления.
Существенные изменения произошли в системе политической полиции. В 1867 году вместо жандармских округов были созданы жандармские управления в губерниях (а в некоторых губерниях, например в царстве Польском, были созданы уездные жандармские управления). На железных дорогах были образовали железнодорожные жандармские управления. Общая полиция была поставлена под контроль жандармских управлений.
В 1879-1880 годах в России вновь возникла революционная ситуация, для которой характерен небывалый размах рабочего движения. Активизировалась деятельность народников. В ответ царизм принял меры, направленные на усиление карательной политики. В феврале 1880 года была создана Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Её главной задачей было объединение усилий всех жандармско-полицейских органов для борьбы с революционным движением.
В августе 1880 года Верховная распорядительная комиссия была ликвидирована и был организован Департамент государственной полиции МВД (позднее - Департамент полиции), который объединил исполнительную полицию и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата.
Департамент полиции имел обширнейшую компетенцию. Так, одно из его подразделений отвечало за: "организацию полицейских учреждений во всех местностях империи"; создание монастырей, духовных обществ; разработку и осуществление мер "по предупреждению и пресечению явного соблазна, разврата в поведении и по прекращению пьянства и нищенства"; порядок в трактирах и "питейных заведениях"; подготовку распоряжений и правил о паспортах и соблюдение паспортного режима (в том числе иностранцами). На Департамент полиции возлагалась обязанность разрабатывать меры "по урегулированию отношений между рабочими и фабрикантами, заводчиками и нанимателями", а также наблюдать за печатью.
Специальному подразделению Департамента полиции было поручено наблюдение за политическими заключенными, выдача заграничных паспортов, розыск преступников.
Одно из подразделений Департамента полиции осуществляло надзор за ходом дознаний по делам о государственных преступлениях и ведало делами о "политической неблагонадежности".
Специальное "исполнительное" делопроизводство приводило в исполнение решения по делам о государственных преступлениях и о политической неблагонадежности. При этом в делопроизводстве имелась картотека политически неблагонадежных лиц.
Общее руководство корпусом жандармов возлагалось на министра внутренних дел, имевшего звание шефа жандармов.
Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел - "заведующий государственной полицией". Министр внутренних дел должен был осуществлять "высшее направление всех следственных по государственным преступлениям дел".
На Департамент полиции возлагались следующие обязанности: предупреждение и пресечение уголовных преступлений, охрана общественной безопасности и порядка; борьба с государственными преступлениями; охрана (в некоторой мере) государственных границ и обеспечение пограничных сообщений; выдача иностранцам документов па проживание в России и высылка иностранцев; надзор за питейными и трактирными заведениями; поддержание противопожарной безопасности и надзор за производством, торговлей и перевозкой взрывчатых веществ; соблюдение паспортного режима; утверждение различных обществ и клубов; выдача разрешений на проведение публичных лекций, выставок, съездов и т.п.
Объединение функций политической и общей полиции было подготовлено тесной связью и параллелизмом их деятельности в течение долгих лет, необходимостью ликвидировать имевшиеся между ними разногласия и несогласованность действии.
Сосредоточение в едином органе руководства и общей, и политической полицией давало возможность царскому правительству еще шире использовать огромный полицейский аппарат в борьбе с революционным движением.
Система органов политической полиции была значительно расширена. Вместо ранее существовавших восьми жандармских округов было создано 73 губернских жандармских управления, 22 жандармских управления железных дорог, 23 городские, конные и крепостные жандармские команды, 3 жандармских дивизиона (Петербургский, Московский и Варшавский). В ряде местностей были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов.
В мае 1871 года вышел закон, согласно которому производство дознаний по политическим делам передавалось жандармерии.
Дела, расследуемые жандармерией, передавались в судебные палаты, а начиная с 1872 года, после образования Особого присутствия правительствующего Сената, - в это новое административно-судебное учреждение. В 1878 году в ответ на убийство шефа жандармов Мезенцева был принят закон "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени". Этот закон передавал в ведение военных судов не все дела о государственных преступлениях, а лишь те из них, которые были связаны с "вооруженным сопротивлением властям". В 1879 году царским указом генерал-губернаторы получили право передавать военному суду любое дело по обвинению в государственном преступлении.
В 1881 году после покушения на Александра II было издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Им предусматривалась возможность объявления режима усиленной или чрезвычайной охраны как в Российской империи в целом, так и в отдельных ее регионах. Первоначально Положение должно было действовать в течение трех лет. По предложению министра внутренних дел "срок его действия регулярно продлевался вплоть до февраля 1917 года. В соответствии с Положением был создан орган внесудебной расправы - Особое совещание при министре внутренних дел, которое получило широкие права на административную высылку. В целях борьбы с революционным движением высылка широко практиковалась и ранее, но Положение 1881 года значительно упростило процедуру её применения. Количество административно высланных за "политику" в 80-90-е годы последовательно возрастало. Условия пребывания в административной ссылке определялись Положением о полицейском надзоре 1883 года.
Введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному расширению полномочий местной администрации и полицейских органов: они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать органы печати и собрания, арестовывать, штрафовать, высылать "подозрительных" и "вредных" лиц в административном порядке.
"Одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи" , представляющих собой фактическую российскую конституцию , называл В.И.Ленин Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
Чрезвычайные законы 1881 и 1892 годов (последний - закон "О военном положении", позволявший вводить режим военного положения в отдельных местностях) давали право министру внутренних дел, губернским и военным властям передавать дела о любых тяжких преступлениях на рассмотрение военных судов. В результате большинство политических процессов 80-90-х годов XIX века проходило главным образом в военных судах.
Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся создавать новые специальные секретные органы политического сыска, которые использовали методы негласной деятельности, - Отделения по охранению порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения, или охранка). В 1880 году указанные отделения были образованы при канцелярии обер-полицмейстера Москвы и градоначальника Петрограда. Позднее, особенно в начале XX века, они получили более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам, действовали самостоятельно, подчиняясь только Департаменту полиции. Создавались они "для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних". В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной Министерством внутренних дел для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер по предупреждению не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу; контроль за учебными заведениями столица, клубами, обществами, "принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок, демонстраций" и т.п.
Главными средствами охранных отделений были агенты и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.
Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.
В 1883 году было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи во главе с инспектором секретной полиции для организации политического розыска по всей России.
Охранные отделения, действуя негласно, передавай собранные ими материалы в сведения в губернское жандармское управление (но с уведомления и разрешения градоначальника или обер-полицмейстера). Каждый, вопрос об аресте, обыске, выемке и осмотре решал градоначальник или обер-полицмейстер. Таким образом, прямой подчиненности охранных отделений жандармским управлениям не было. Наличие контактов охранки с общей полицией свидетельствовало о стремлении установить более тесную организационную связь между общей и политической полицией.
В ведении Департамента полиции находился еще один специальный орган - Заграничная агентура Департамента полиции.
Опыт создания заграничной агентуры имелся уже у III отделения, при котором находились чиновники "по особым поручениям". Их направляли (в большей или меньшей мере легально) за рубеж для проведения агентурной деятельности. Создание системы заграничного политического сыска России в значительной мере облегчалось существованием в 30-е годы XIX века Священного союза. В 1834 году между Россией, Австрией и Пруссией было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве и сборе сведений о политических эмигрантах. III отделение пыталось использовать в этом отношении опыт секретных служб других стран.
До 1883 года постоянной агентуры за границей Департамент полиции не имел. В 1883 году такая агентура была создана и действовала до конца существования царизма. С ее помощью политическая полиция России пыталась проникать в тайны революционного движения и организовывать провокации. Заграничная агентура действовала в контакте со специальными службами соответствующих стран. Создание заграничной агентуры прямо связано с активизацией революционного движения в России и созданием заграничных эмигрантских революционных центров.
Органы политической полиции России продолжали и в этот период выполнять некоторые функции контрразведки.
§ 4. Органы полиции и политического сыска в период империализма
В конце XIX - начале XX века капитализм в России вступил в высшую и последнюю стадию - империализм. Сохранение абсолютной монархии, помещичьего землевладения, других пережитков феодализма привело в начале XX века к острейшим классовым противоречиям в России. Центр мирового революционного движения переместился в Россию.
В стране назревала революционная ситуация, вылившаяся в первую русскую буржуазно-демократическую революцию.
Главным объектом политического сыска России в начале XX века стал рабочий класс и его революционный авангард - партия большевиков.
Для борьбы с революционным движением царское правительство использовало сложившуюся к тому времени систему жандармско-полицейских органов, которую с учетом обстановки и новых задач потребовалось лишь несколько изменить. Еще в начале 1899 года был принят закон "Об усилении состава полиции в районах промышленных заведении", по которому была создана социальная фабрично-заводская полиция. В связи с ростом крестьянских выступлений в 1903 году в уездах были организованы, новые подразделения полиции - отряды сельской полицейской стражи. Они состояли из урядников и стражников, которые размешались по всем волостям уезда. Сельская полицейская стража представляла собой вооруженное подразделение полиции (урядниками назначались, как правило, лица из отставных и уволенных в запас нижних воинских чинов). Урядники и стражники должны были выполнять общие полицейские обязанности и оказывать содействие жандармерии.
Были увеличены штаты общей полиции и улучшено материальное положение ее сотрудников. В 1904 году увеличиваются штаты губернских жандармских управлений.
В 1902-1903 годах во всех крупных городах России были созданы специальные органы политического сыска - охранные отделения. Позднее в целях координации их деятельности были организованы районные охранные отделения, каждое из которых руководило деятельностью охранных отделений в нескольких губерниях. В 1906 году было принято Положений" о районных охранных отделениях, а в 1907 году - Положение об охранных отделениях.
Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции, созданный еще в конце XIX века. Вмешательство других учреждений, кроме Департамента полиции и начальников районных охранных отделений, в деятельность местных охранных отделений не допускалось.
Положения предусматривали тесные контакты охранных отделений с жандармскими управлениями, однако организационного объединения этих двух систем органов политического сыска не произошло.*
---------------
* В последующие годы была предпринята попытка укрепить организационные связи между охранными отделениями и жандармскими управлениями. Об этом свидетельствует принятая в 1914 году Инструкция по организации внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях.
Начальники охранных отделений должны были передавать начальникам губернских жандармских управлений свою информацию по делам, которые вели органы жандармерии.
Сотрудники жандармерии и общей полиции, получая из негласных источников сведения по политическим делам, обязаны были передавать их в охранные отделения. Органы жандармерии и полиции не могли осуществлять обыски, выемки и аресты без ведома начальника охранного отделения.
По Положению 1907 года начальники охранных отделений должны были поддерживать тесные контакты с генерал-губернаторами, губернаторами и градоначальниками. Во главе охранных отделений стояли, как правило, жандармские офицеры. Охранные отделения имели секретных агентов, агентов наружного наблюдения и осведомителей. Важнейшей задачей охранных отделений являлось освещение деятельности "революционных сообществ".
Анализ методов розыскной деятельности этих учреждений показывает, что среди них прочное место заняла провокация. Изданная в 190? году специальная инструкция по ведению "внутреннего секретного наблюдения" требовала от начальников охранных отделений широкого использования секретных агентов-провокаторов. Инструкция предлагала вербовать агентов из лиц, непосредственно входивших в революционные организации или тесно связанных с ними. И ней указывалось, что секретный сотрудник не должен "уклоняться от активной работы, возлагаемой на него данным сообществом" были направлены на то, чтобы не допустить или затруднить деятельность агентов иностранных государств. В отдельные особо охраняемый районы государства иностранцы не допускались, земли им там не продавалась. В 20-е годы лицам иностранного происхождения по специальному сенатскому указу запрещалось приобретать земельную собственность и возводить постройки в непосредственной близости от пограничных укреплений. Сенатским указом от 31 августа 1719 года была введена регистрация всех иностранцев, приезжавших в Петербург для поступления на русскую службу. Тем же указом был установлен особый порядок выдачи иностранцам паспортов для обратного их выезда из России. В этой связи ведомство, где иностранец проходил службу, должно было представить о нем сведения в Коллегию иностранных дел, которая с учетом полученной на иностранца информации решала вопрос о выдаче ему паспорта.
Важное место среди общепредупредительных мер занимали меры по сохранению государственной тайны. Во всех государственных учреждениях, располагавших секретными материалами, должна была создаваться специальная служба. 43-я глава Генерального регламента о государственных коллегиях четко определяла порядок регистрации, учета и ведения всех дел в коллегиях, а в 44-й главе регламента предусматривалось создание двух государственных архивов: при Коллегии иностранных дел и Ревизион-коллегии. Все государственные учреждения в зависимости от характера дел должны были по прошествии трех лет сдавать их под расписку в один из указанных архивов. Для осуществления контроля за неукоснительным соблюдением данных правил в каждой коллегии учреждалась должность "фискала от коллегии". Необходимость сохранения секретов предопределяла строгий отбор чиновников в государственные учреждения, чего всегда требовал Петр I. Он же строго предупреждал о недопустимости изложения секретных сведений в частной переписке между чиновниками.
К общепредупредительным мерам борьбы с иностранными агентами следует отнести и организацию наблюдения органами общей полиции. В указе Петра I от 25 мая 1718 года говорилось о том, что следует "накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек ...". Устав благочиния или полицейский от 8 апреля 1782 года подробно определял аналогичные обязанности квартального надзирателя.
В качестве общепредупредительной меры, а также меры, используемой при расследовании деятельности уже выявленного агента противника, применялась перлюстрация (тайное прочтение) корреспонденции. Перлюстрация как контрразведывательное средство применялась еще при Петре I, но в наиболее широких масштабах она стала использоваться при императрице Елизавете. Умело применяя перлюстрацию, канцлер Бестужев разоблачил шпионов Лестока и вице-канцлера Воронцова.
На протяжении XVIII века для борьбы с иностранными агентами широко использовался розыск. Розыск лиц, уже известных властям, сопровождался такими мерами, как публичное объявление о появлении шпиона или группы шпионов в том или ином районе государства, сообщение характерных особенностей внешности разыскиваемых и т.п. В тактическом отношении розыск проводился открыто, что давало возможность использовать при розыске не только должностных лиц, но и население.
Активной мерой в борьбе с иностранными агентами являлось приобретение осведомителей в стране противника. Через таких осведомителей правительство России получало данные на шпионов, засланных в Россию или завербованных из числа российских подданных.
В XVIII веке большое значение придавалось вопросам правового регулирования борьбы с подрывной деятельностью агентов иностранных государств, с изменой Российскому государству со стороны отдельных его подданных. В деятельности по правовому регулированию борьбы с иностранными разведками в XVIII веке можно выделить два основных направления: определение состава шпионажа и других государственных преступлений, объектом посягательства которых являлась внешняя безопасность государства; правовое обеспечение организации конкретных мер по борьбе со шпионажем и другими формами подрывной деятельности противника.
Определение признаков состава шпионажа и других государственных преступлений, направленных на подрыв безопасности государства, имело огромное практическое значение для тех государственных органов, которые были призваны вести борьбу с данными преступлениями, Уяснение состава этих преступлений позволяло правильно подойти к определению признаков подрывной деятельности иностранных агентов. А по этим признакам можно было выявлять и разоблачать неприятельских шпионов и других преступников.
Разработке состава государственных преступлений в начале XVIII века большое внимание уделял Петр I. В подготовленных при его непосредственном участии двух основных сборниках уголовного права - Воинском уставе и Морском уставе - соответственно имелись главы XVI и XII под одинаковым названием "О измене и переписке с неприятелем". В этих главах определялись составы преступлений, по которым квалифицировалась подрывная деятельность агентов иностранных государств, а также изменническая деятельность отдельных лиц из числа российских подданных.
В деле правового обеспечения организации конкретных мер по борьбе со шпионажем и другими формами подрывной деятельности большое значение придавалось правовому регламентированию общепредупредительных мер. Активное нормотворчество в этом плане проявлял Сенат России. Сенатскими указами определялся порядок регистрации иностранцев в России, режим их проживания и т.п. Нередко Петр I издавал специальные указы по розыску неприятельских агентов. Такой указ, в частности, был принят в 1706 году для организации розыска шведских диверсантов.
Правовое регулирование борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок оформлялось юридическими правовыми актами, имевшими форму указов, регламентов, уставов. Эти акты, как правило,
22
обладали высшей юридической силой, так как издавались от имени монарха и в редких случаях от имени Сената - высшего государственного органа, ответственного непосредственно перед императором.
Таким образом, на протяжении всего XVIII века Россия была объектом постоянных разведывательных устремлений со стороны иностранных государств. Следует подчеркнуть, что какого-либо специального органа для борьбы с подрывной деятельностью противника у России в то время не было.
§ 2. Организация, борьбы со шпионажем в XIX веке
В XIX веке для борьбы со шпионажем еще не было создано специального органа. Борьба с иностранными разведками являлась дополнительной задачей для органов полиции и политического сыска, Военного ведомства, Министерства иностранных дел и Министерства финансов, других государственных учреждений.
Указом императора Александра I Тайная экспедиция в 1801 году была упразднена. Но царское правительство не могло надолго оставаться без органа, занимающегося розыском и преследованием противников существующего строя, политических и государственных преступников.
Указом императора 13 января 1807 года был учрежден Особый комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (в архивных документах встречаются и другие названия данного органа). Комитет просуществовал до января 1829 года и являлся высшим следственным и судебным органом по политическим и некоторым наиболее опасным уголовным делам. Комитет выполнял также задачи по борьбе с французским шпионажем, которые были определены полиции еще в указе Александра I от 28 ноября 1806 года.
В указе говорилось, что проживающим в России французам необходимо затруднить ведение "зловредной переписки, подсматривание (шпионство) и разглашение".
Председателем Комитета был назначен министр юстиции действительный тайный советник князь П.В. Лопухин, членами - министр внутренних дел князь В.П. Кочубей, сенаторы Н.Н. Новосельцев, А.С. Макаров и другие.
Создание Комитета и его деятельность позволили освободить органы местной и центральной администрации от расследования дел с политической окраской и дел о шпионаже. Розыск, дознание и предварительное следствие по делам такого рода вели Санкт-Петербургская полиция, аппараты военных губернаторов, министерств, местных начальников во всех губерниях Российской империи. А Комитет, получив дела от данных органов, производил окончательное расследование и принимал по этим делам судебное решение, которое утверждалось императором.
Возросшее делопроизводство Комитета потребовало создания специальной канцелярии, штаты которой были утверждены императором 19 февраля 1807 года.
С 1811 года параллельно с Комитетом охранения общественной безопасности начинает действовать другой орган политического сыска -Особенная канцелярия Министерства полиции. Деятельность Особенной канцелярии протекала с 1811 по 1826 год. Ее функции Указом от 25 июля 1811 года были сформулированы так: "Особенная канцелярия ведает "Делами по ведомству иностранцев и заграничным паспортам", "Цензурной ревизией" и "Делами особыми".
В архиве Особенной канцелярии около 20 процентов дел составляет раздел "Борьба со шпионажем". Остальные дела распределены по разделам: "Наблюдение за лицами, служившими у французов на оккупированной территории во время войны 1812 года"; "Наблюдение за иностранцами и принятыми в русское подданство"; "Выдача заграничных паспортов и разрешений на возвращение русских подданных из-за границы". Таким образом, по названию четырех разделов архива Особенной канцелярии можно судить о том, что основные направления ее деятельности в большей или меньшей мере носили контрразведывательный характер.
Особенная канцелярия взяла на себя значительную часть работы, выполняемой прежде Комитетом 1807 года.
III отделение Собственной его императорского величества (с.е.и.в.) канцелярии, учреждённое 2 июля 1826 года, было преемником дел и Комитета охранения общественной безопасности, и Особенной канцелярии. Ликвидация Особенной канцелярии и создание III Отделения оформлено одним указом царя. Функции Особенной канцелярии были переданы первой и третьей экспедициям III отделения с.е.и.в. канцелярии. Наблюдение за иностранцами (контрразведывательные функции) стала осуществлять третья экспедиция III отделения.
При III отделении создается корпус жандармов и заграничная агентура. В определенной мере их возможности использовались для проведения контрразведывательной деятельности. В первую очередь на службу контрразведки были поставлены возможности наблюдательной полиции корпуса жандармов.
В проведении контрразведывательной деятельности принимали также участие Министерство внутренних дел и Военное министерство. Непосредственно за контрразведывательную работу отвечал Военно-ученый комитет Главного штаба, образованный 27 января 1812 года". Просуществовав до начала XX века, Военно-ученый комитет, осуществляя борьбу со шпионажем, непосредственно розыскной работы не проводил. Через другие подразделения Военного ведомства он собирал, обобщал и анализировал информацию о подрывной деятельности иностранных военных разведчиков, при возможности перепроверял эту информацию путем письменных сношений с другими органами, а затем выступал с ходатайствами перед Министерством внутренних дел о производстве расследований, дознаний и арестов по конкретным шпионским делам. Сведения о возможной подрывной деятельности иностранных разведок поступали в Военно-ученый комитет почти
24
от всех центральных управлений и отделов Военного министерства, которые в той или иной мере вели в своих интересах агентурную работу.
Важным источником получения сведений об иностранных шпионах являлся для Военно-ученого комитета институт военных агентов (атташе), официально существовавший в России с 1864 года. Значение этого института в добывании информации разведывательного характера со временем стало настолько велико, что в наиболее крупные государства Россия командировала сразу двух военных агентов: сухопутного и морского. В некоторых западных странах Главный штаб содержал еще и негласных военных агентов.
Информация о подрывной деятельности разведок противника поступала в Военно-ученый комитет и от квартирмейстерской службы штабов военных округов. С 1892 года должности генерал-квартирмейстеров начинают вводиться и в мирное время.
Таким образом, деятельность Военно-ученого комитета Главного штаба по организации и проведению борьбы со шпионажем сводилась в основном к сбору и учёту информации.
Контрразведкой в XIX столетии занимались и другие ведомства.
Министерство финансов имело отношение к контрразведке в силу того, что ему были подчинены Отдельный корпус пограничной стражи, ведавший охраной границ, а также Таможенный департамент, отвечавший за таможенный надзор при въезде и выезде граждан за границу.
Определенную помощь в проведении контрразведывательной деятельности оказывали также некоторые филиалы Русского банка Министерства финансов за границей.
В борьбе с иностранными шпионами принимало участие Министерство иностранных дел.
Агентура специальных служб по личной охране царя и его семьи, имевшая возможность участвовать в разоблачении шпионов иностранных разведок, имелась в Управлении дворцового коменданта Министерства императорского двора.*
-----------------
* В Управление дворцового коменданта входили: "особый отряд", дворцовая охрана, отряд подвижной охраны, дворцовая агентура, насчитывавшая примерно 250 агентов (см.: Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М, Учпедгиз, 1960, с.358).
Все упоминавшиеся министерства, ведомства и их органы вели борьбу со шпионами разобщённо, независимо друг от друга. Чтобы устранить эти недостатки и выработать более эффективные меры по борьбе со шпионажем, 5 июля 1882 года при Главном штабе было созвано особое совещание из представителей Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства финансов, Военного ведомства, Генерального штаба и корпуса жандармов. На совещании были рассмотрены вопросы: о затруднении въезда иностранным разведчикам в Россию; о том, как поступать с лицами, уличенными в шпионаже; о порядке изъятия у иностранцев шпионских материалов при их возвращении на родину. В 1883 году циркуляром Департамента полиции было вновь указано на обязанность губернаторов, начальников жандармских управлений и пограничных пунктов вести борьбу с иностранными военными разведчиками. В 1888 году циркуляром Департамента полиции определялись местности, где устанавливался особый надзор за иностранцами. В 1893 году в связи с ходатайством Военного министерства об учреждении строгого наблюдения за иностранными подданными, проживающими в западных и юго-западных районах страны, особо важных в стратегическом отношении, Департамент полиции обязал губернаторов и градоначальников оказывать содействие военным начальникам в деле надзора за иностранцами.
Таковы некоторые общие принципы организации контрразведки России в XIX веке. В этот период русская контрразведка решала задачи по охране государственной тайны, борьбе со шпионажем, диверсиями, вредительством и другими преступлениями, направленными на подрыв безопасности государства.
Правовое регулирование борьбы со шпионажем и государственной изменой в России в XIX веке осуществлялось в трех основных направлениях: дальнейшая разработка и совершенствование понятия признаков составов шпионажа и других государственных преступлений, направленных на подрыв государственной безопасности России; правовое обеспечение организации контрразведывательной службы; правовое обеспечение деятельности по борьбе с разведслужбами иностранных государств.
Совершенствование понятия признаков составов шпионажа и других государственных преступлений имело место при разработке и составлении XV тома Свода законов Российской империи, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, Свода законов военных постановлений.
Положением о полевом управлении войск в военное время предусматривалось создание генерал-квартирмейстерской службы. Одной из обязанностей генерал-квартирмейстера являлась организация борьбы с иностранными разведками. Правовое обеспечение деятельности по борьбе со шпионажем и другими преступлениями, относящимися к государственной измене, достигалось чаще всего изданием нормативных актов ведомственного характера. По форме это были правила, положения, инструкции, наставления, разрабатываемые и принимаемые отдельными министерствами и аппаратами наместников императора в Сибири, на Дальнем Востоке и Кавказе, в герцогстве Варшавском. Иногда эти документы утверждались императором.
По характеру данные нормативные акты были открытыми или секретными. Например, инструкции, разработанные наместником в Польше графом И.Ф. Паскевичем и определявшие порядок действий офицеров наблюдательных управлений в Варшавском жандармском округе, были составлены в двух вариантах: секретном и несекретном.