У прослушки вырастет еще одно ухо
Народные избранники предложили расширить право спецслужб осуществлять прослушивание граждан. Если поправки в действующий закон будут приняты, милиция будет записывать разговоры скрывшихся от следствия граждан, подозреваемых в преступлениях небольшой тяжести (например, в хулиганстве).
Сейчас прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также граждан, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях. Легально снимать информацию с каналов связи (мобильного или стационарного телефона, интернет и др.), можно только на основании судебного решения. Фонограммы, полученные в результате прослушивания, хранятся в опечатанном виде.
Ищите и сыщите
Согласно внесенному в ГосДуму законопроекту, на прослушку могут поставить и лиц, скрывающихся от уголовного преследования или от уголовного наказания. Эти поправки должно позволить МВД разыскивать лиц, которые подозреваются в совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
В любом случае оперативным службам надо будет получить санкцию суда. Причем сначала вынести постановление о привлечении гражданина в качестве подозреваемого или обвиняемого, удостовериться, что он исчез с места постоянного жительства (нахождения), объявить в розыск. Также можно слушать телефоны подозреваемых, которые скрылись, находясь на подписке о невыезде или под залогом, условно осужденных или условно освобожденных.
Предложенные поправки обеспокоили правозащитников. Ведь и действующие процедуры позволяют ФСБ и Госнарконтролю прослушивать россиян, не обращаясь в суды. Для этого каждый оператор связи (телефонные и сотовые компании, провайдеры) обязаны за свой счет установить СОРМ – специальное оборудование (удаленный пульт), с которого можно не только контролировать, но и отключать любых абонентов. Судебные санкции спецслужбы должны как бы предъявлять сами себе.
Судья на мыле
Без разрешения суда нельзя получать и общую информацию об абонентах и о совершенных им звонках, хотя в 2005 году правительство России указало всем операторам обеспечить круглосуточный доступ силовых структур к полной базе данных. Но Конституционный Суд России установил, что для доступа к любым сведениям (данным о входящих и исходящих сигналах соединения) необходимо получение судебного решения. «Иное означало бы несоблюдение требования Конституции России о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения», – заключил суд.
Согласно принятому еще в 2000 году решению Верховного Суда России, операторы не вправе предоставлять информацию, не получив соответствующих документов (судебной санкции). Петербуржец Роман Захаров потребовал отключать аппаратуру, позволяющую спецслужбам бесконтрольно прослушивать телефоны абонентов. Но Василеостровский районный суд, признав безусловное право граждан на тайну связи, отказал в иске, т.к. абонент не доказал факт прослушивания его личного телефона.
Противники СОРМа редко предлагают пути решения проблемы. Отключать систему нельзя, т.к. это вообще лишит возможность правоохранительных органов даже легитимно прослушивать обвиняемых. Юристы считают необходимым исполнять решение Европейского суда по правам человека, согласно которому граждане должны уведомляться об окончании прослушивания (такая процедура действует в Германии).
Антон Одынец
http://www.fontanka.ru/2007/04/04/066/