Русский формат
Андрей Ванденко
"Режиссер, сделавший первую работу для телевидения, начинает мыслить масштабами большого экрана, мечтать о блокбастере и миллионных бюджетах. Правда, у многих вместо полного метра получается полная ерунда", - посетовал "Итогам" гендиректор "НТВ-Кино"
Александр Черняев
Первый канал готовит к показу восьмисерийный художественный фильм
"Русский перевод", снятый по роману Андрея Константинова "Журналист". Генеральный директор компании "НТВ-Кино" Александр Черняев, ранее занимавшийся продюсированием чужих картин, в данном проекте дебютировал в качестве режиссера-постановщика.
- Должен огорчить: пока вы, Александр, трепетно ждете премьеры фильма на Первом канале, пираты пустили его в тираж. DVD с "Русским переводом" который месяц кряду лежат на лотках торговцев контрафактом.
- Я в курсе. Мне даже презентовали несколько таких дисков. Якобы товар отпечатан в Германии, таможенники задержали на границе две фуры с контрабандой, но, видимо, не все перехватили... Забавную историю поведал знакомый, увидевший "Перевод" на развале и поинтересовавшийся у лоточника, что это за фильм. Тот стал рассказывать, мол, кино чуть ли не 1985 года выпуска, долго лежало на полке, теперь его переформатировали под новые носители и выбросили в продажу. Приятель не удовлетворился услышанным и продолжил расспрос: а что за режиссер такой - Александр Черняев? Имя незнакомое. Продавец и тут не растерялся: хороший, говорит, был парень, снял первый фильм и помер.
- Долго жить будете, Александр, коль однажды вас уже похоронили.
- Честно говоря, хотелось бы...
- Вот так и рождаются легенды. Чего не выдумаешь, лишь бы сбагрить товар!
- Кстати, уже есть и лицензионные DVD, выпущенные в Киеве на мове. "Росiйський переклад" называется.
- Выходит, на Украине быстрее перевели, чем здесь показали?
- Фильм был куплен Первым каналом на корню, задолго до того как закончились съемки. На этом участие "НТВ-Кино" как производителя закончилось. Все остальное - политика канала. Ему решать, когда и что ставить в эфир, хотя мне еще осенью прошлого года было известно: премьера запланирована на весну нынешнего.
- Почему, кстати, Первый?
- Такая вот смешная ситуация складывается в последнее время: именуемся "НТВ-Кино", а фильмы наши крутятся где-то на стороне.
- Главное, чтобы это казалось забавным "Газпром-Медиа"...
- Насколько мне известно, руководство холдинга устраивает подобное положение вещей. У нас нет каких-либо ограничений или табу, можем работать со всеми. Конечно, выполняем заказы и родного НТВ, сейчас в процессе съемок находится третья часть истории о Слепом, готовим к показу новые шестнадцать серий. Но нельзя же бесконечно эксплуатировать криминально-бытовые темы! Иногда, знаете ли, хочется снять кино о любви и дружбе. Право первой ночи всегда остается за НТВ, но если не вписываемся в формат и канал не берет товар, вольны предлагать его другим покупателям.
- "Русский перевод" вроде не очень про любовь.
- Когда снимали картину, параллельно в работе находились еще два наших сериала - мелодрама "В ритме танго" с Наталией Орейро и история о роддоме "Девять месяцев". В той ситуации мне было выгоднее продавать все три фильма пакетом. Права на показ купил Первый канал.
- Чего ждете от дебюта, Александр?
- Собственно, уже дождался. Отзывов масса. Есть критические, но преобладают положительные. Приятно, не скрою. Даже не хочется называть "Перевод" сериалом, мы снимали его как художественный телефильм в жанре политического детектива. Натурные съемки, кинопленка, бюджет... Давно занимаюсь продюсированием, участвовал в четырнадцати проектах и могу объективно оценить масштаб сделанного. Получил дикое удовольствие от работы над фильмом.
- Вы произнесли ключевое слово: "бюджет".
- По крайней мере у нас сумма куда скромнее, чем на "Мастере и Маргарите".
- Почему такое сравнение?
- Съемки шли в одно и то же время, а денег мы потратили вдвое меньше, хотя снимали в Питере, в Азербайджане, в Сахаре, на границе Туниса с Алжиром, где провели полтора месяца. Всего - восемьдесят семь съемочных дней.
Три медийных богатыря - гендиректор "НТВ-Кино" Александр Черняев, гендиректор "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич и гендиректор "МПУЛ+" Михаил Эйдельман.
(Фото: Александр Саверкин/ИТАР-ТАСС)
- Продакт-плейсмент представлен в полном объеме? Водку герои пьют правильную, сигареты курят те, что надо?
- Не забывайте: основные события происходят в середине 80-х годов в Ливии и Йемене. Какая там скрытая реклама? Разве что демонстрация боевых качеств автомата Калашникова, но их и без нас во всем мире знают... Даже порадовался, что в фильм не воткнуть пиво с водкой и прочую ерунду. Меня это по другим картинам дико достало. Имею негативный опыт. "Дальнобойщиков" смотрели? КАМАЗ, на котором раскатывают по городам и весям герои Гостюхина и Галкина, так обклеен логотипами фирм и фирмочек, что болиды "Формулы-1" отдыхают. Дающие деньги ведь ничего не умеют делать аккуратно, деликатно. Логика простая: раз "уплочено", то "выньте и положьте", отрабатывайте полученное сполна.
Профессионалов не слушают, сами во все лезут. Вот и появляется тупая, лобовая реклама. Борюсь с ней, сколько могу. Нет, от продакт-плейсмента никуда не деться, но он должен быть дорогим и сюжетно оправданным. Или не быть вообще. В "Переводе", к счастью, обошлось. Зато там есть другое: те, кому полагалось говорить в фильме по-арабски, так и делали. Актеры текст заучивали, носители языка потом их дублировали.
- К услугам Андрея Константинова вы прибегали?
- Есть масса вещей, которых я попросту не знал, поскольку военным переводчиком не служил, в боевых действиях не участвовал. Андрей объяснял, вводил в курс дела. Сценарий писал Эдуард Володарский. До этого было несколько неудачных попыток адаптировать "Журналиста" для экрана. Получалась какая-то беспробудная чернуха, которую мне снимать не хотелось. Эдуард Яковлевич сделал то, что требовалось. Правда, я пошел против правил и показал Константинову вариант Володарского. Обычно это не практикуется, писатель не вмешивается в работу сценариста, но я стремился добиться достоверности и точности даже в деталях, поэтому дал возможность Андрею что-то исправить, изменить, переписать.
Эдуард Яковлевич к ситуации отнесся с пониманием, постарался учесть советы Константинова. Сотрудничество с Володарским я намерен продолжить. Сейчас он принес замечательный сценарий, по которому собираюсь снимать летом. Очень доброе, веселое полнометражное кино, чем-то напоминающее "Римские каникулы" Уильяма Уайлера. Главный герой фильма - журналист, которому редакция поручает написать эксклюзивный репортаж о визите заморской принцессы...
- Хотите, продолжу? Папарацци выслеживает гостью, влюбляется в нее, добивается взаимности, а в финале они женятся, да?
- Нет, такой мезальянс даже в кино не прокатит. История у нас почти сказочная, но развязка все же другая, не столь банальная. Больше пока ничего не скажу, иначе смотреть будет неинтересно.
- С главными героями определились?
- Контракты с исполнителями не подписаны, поэтому имена называть рано.
- Знаю, предпочитаете работать с не слишком раскрученными актерами. Исключение - сериал "Девять месяцев", где снимались отечественные звезды первой величины.
- На мой взгляд, когда делаешь телепродукт, чересчур яркие созвездия ни к чему. Это создает лишние сложности и накладывает дополнительные обязательства.
- Финансовые?
- В том числе. Порой у иных товарищей конкретно крышу сносит. В первую очередь сказанное относится к так называемым медиалицам - примелькавшимся и замыленным. Далеко не всегда это хорошие артисты. Частота появления на экране не служит гарантией профессионализма и мастерства. Люди тиражируют однотипные образы, кочуют из картины в картину, а гонорары требуют, словно обладатели "Оскара".
- Сколько у вас просили?
- Десять тысяч долларов за съемочный день. А дней этих может быть двадцать или тридцать. Слышал, кое-кто уже по пятнадцать тысяч объявляет.
- Торг уместен?
- Даже не обсуждаю подобные суммы. Если человек с порога "заряжает" десятку, после переговоров он согласится "упасть" до шести тысяч, не ниже. В любом случае слишком много, неоправданно дорого. Дело не в том, что мне жалко. Хотя, наверное, и это тоже есть. Неразумно переплачивать, раздувать бюджет. Ни один телепроект не в состоянии выдержать такие траты. Полагаю, правильнее раскручивать новые имена. На главную роль в "Русском переводе" мы пригласили Никиту Зверева. Отличный парень! До этого снимался в эпизодах. Я его запомнил по минутному появлению в фильме "Бой с тенью". Никита произнес там три реплики, после чего получил пулю в лоб.
- Убедительно умирал?
- Во всяком случае, мне в душу запал. Работа над "Переводом" показала: в выборе не ошибся. После нашей картины Зверева наверняка заметят.
Когда раздался щелчок этой хлопушки, Александр Черняев первый раз в своей жизни сказал: "Мотор!" - и вступил на режиссерскую стезю
(Фото: Дмитрий Пленкин)
- Зажигаете звезды? Это кому-нибудь нужно?
- На самом деле ситуация с кадрами для телефильмов не самая благополучная. Некого особенно снимать. И некому. Режиссер, сделавший первую работу для ТВ, начинает мыслить масштабами большого экрана, мечтает о блокбастере и миллионных бюджетах. Правда, у многих вместо полного метра получается полная ерунда, тем не менее заманить вчерашнего дебютанта в следующий телепроект практически нереально. Попробуй-ка подступись: мол, старичок, есть хороший сценарий для сериала, посмотришь? Велика вероятность, что тебе даже отвечать не захотят, вежливо отойдут в сторонку.
- О присутствующих говорим, Александр? У вас ведь тоже после "Перевода" аппетит разыгрался, о "Римских каникулах" грезите.
- Надеюсь, мне хватает самоиронии, чтобы адекватно оценивать то, чем занимаюсь. Да, хочется попробовать себя в новом деле, но не собираюсь совершать никаких революций в кинематографе. Буду рад, если получится симпатичный, добрый фильм. На мой взгляд, сейчас с этим дефицит. Кроме картины "Питер FM", из последнего и вспомнить-то нечего.
- Значит, и "Остров" не вдохновил?
- Долго не получалось посмотреть картину, хотя слышал о ней много лестного. Когда активно хвалят, это настораживает. Есть риск разочарования. С фильмом Павла Лунгина этого, к счастью, не случилось. Конечно, "Остров" - это удача.
- А из телесериалов на что глаз положили?
- Среди широко разрекламированных проектов, пожалуй, выделю только "Доктора Живаго". Олег Янковский сыграл великолепно. "Золотого теленка" даже не обсуждаем, это за гранью добра и зла. Смотрел и не мог понять: как по такой смешной книге сняли столь скучное кино? Надо было сильно постараться, чтобы зритель ни разу не улыбнулся! На мой взгляд, "Мастер и Маргарита", "В круге первом", "Дети Арбата" тоже не оправдали выданных авансов. Еще сталинщины в последнее время на экране многовато стало, мифотворчество о вожде народов вдруг расцвело пышным цветом. Понятно, что спрос диктует предложение, однако наметился явный перебор. Впрочем, это мое личное мнение, никому его не навязываю.
- Но вы же, Александр, не частное лицо, а представитель крупного холдинга.
- С "Газпром-Медиа" у нас сложились хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Главное - есть четкая финансовая политика, позволяющая "НТВ-Кино" полнокровно трудиться и динамично развиваться. Телепроекты, конечно, вещь менее рискованная и затратная, но мы намерены, оправдывая название, начать на регулярной основе производить полнометражные картины. Всерьез рассчитываем в ближайшее время запуститься с "Альтистом Даниловым" Владимира Орлова. Сценарий по культовому роману 80-х годов прошлого столетия давно лежит у меня на столе.
- Исполнителя главной роли, слышал, даже в Голливуде искали?
- Вели переговоры с агентом известного актера, но потом отказались от идеи. И дело не в сумме гонорара. При трезвом размышлении я понял, что единственный, кто сегодня может сыграть Данилова, это Хабенский. На мой взгляд, очень харизматичный актер.
- В чем же проблема? Не согласился Константин?
- Пока не предлагали. Прежде чем человека звать, мне самому надо настроиться, принять решение, а я продолжаю внутренне колебаться. Слишком сложный проект, легко проколоться, чего не хотелось бы. Так что с "Альтистом" чуть повременим, а сейчас запустимся с психологической драмой о присяжных.
- Никита Михалков уже снял. "Двенадцать" называется.
- Это другое. Никита Сергеевич сделал ремейк картины Сидни Люмета, а мы берем за основу роман Леонида Никитинского, построенный на реальных событиях. Для телевидения снимаем 24-серийный фильм "И все-таки я люблю". Близка к завершению работа над восьмисерийным триллером "Закон мышеловки". Съемки его проходили в Питере. У этого города аура такая: там получаются либо ужастики с маньяками, либо мистика с привидениями...
- Поэтому с историей о принцессе и журналисте поедете в другие места - менее мрачные и холодные? Наверное, опять в Сахару?
- А вот и не угадали. Планируем снимать в Петербурге, чтобы разрушить его привычный образ. Впрочем, до лета далеко, сначала надо весну пережить. Вы же слышали: однажды меня уже похоронили...
http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Artic ... _4723.html