vlada » 22 апр 2008 01:33
"...Наиболее известная операция «роты Ланге»: нападение на завод тяжелой воды в 1943 году в Рюкане (считается, что это стало одной из причин, почему Гитлеру не удалось создать ядерную бомбу)..."
Первая попытка остановить производство тяжелой воды была предпринята в ноябре 1942 года.
Вначале были сброшены четыре парашютиста из "Команды Линге", которые на лыжах по горам добирались до места диверсии.
Через месяц на двух бомбардировщиках с планерами должны были прибыть британские коммандос с техническим образованием. При посадке случилось несчастье и планеры разбились, большей частью англичане погибли. Оставшиеся в живых были схвачены и после пыток казнены.
Четверо "парней Линге", сброшенных с парашютами ранее в октябре, сообщили по радио о трагедии- получили приказ ждать; пережили зиму в укромном месте в горах на подножном корму.
В феврале 1943 года они соединились с шестью вновь прибывшими парашютистами из "Команды Линге". В ночь на 28 февраля они пробрались в глубоких снегах через пропасть и далее вдоль незаминированного участка железной дороги к фабрике.
Свой человек из сотрудников помог проникнуть внутрь подрывникам, где они взорвали ячейки, в то время как группа прикрытия осталась снаружи.
900 кг(почти годовой запас) тяжелой воды были уничтожены, производство остановлено на три месяца. Группе удалось уйти без потерь: четверо из группы прикрытия (Jens-Anton Poulsson, Arne Kjelstrup, Knut Haugland, Claus Helberg) вернулись в свой тайник в горах и передали по радио об успешном выполнении задания
Подрывникам на лыжах( Joachim Rønneberg, Knut Haukelid, Fredrik Kayser, Kasper Idland, Hans Storhaug, Birger Strømsheim) удалось оторваться от погони и вовремя перейти шведскую границу.
Акция в Веморке была занесена в анналы британской военной истории как лучшая диверсия второй мировой войны.
В ноябре 1943 года получив информацию о том, что производство восстановлено, британское командование послало 143 бомбардировщика В-17, которые сбросили на фабрику более 700 бомб. После бомбежки оккупантами было принято решение перевести производство в Германию, при транспортировке остатков готовой продукции на пароме через озеро к железной дороге, паром был взорван участниками местного Сопротивления Hjemmefronten.