Порадовал «Центрполиграф»! Взял в руки книгу некоего Георга фон Конрата «Немецкие диверсанты. Спецоперации на Восточном фронте. 1941 – 1942» и уже не смог ее выпустить. «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гете» (С), известно, кто.
Для начала насторожила аннотация, в которой рамки книги ограничивались взятием Одессы – и при этом 1942 год? Но потом подумал, что переводчики нынче встречаются разные, и почему бы кому то из них не перевести с европейского «1941» как «1942»?
Они и почище штуки, бывало, откалывали. Продолжил я чтение – и не смог оторваться, купил книгу. Ибо там черным по белому было написано, что автор в 1938 году в 15-летнем возрасте поступил в некую Академию психологии в Баварии, которая готовила диверсантов с уклоном в советское направление, и в 1940 году окончил подготовку в Киле в звании аж капитана! И ему подчинили некое «115-е прусское военно-морское подразделение», но это являлось наименованием прикрытия, а на самом деле данная структура была ни чем иным, как легендарной «Пятой колонной»… Честное слово, я ничего от себя не добавил! Да, чуть не забыл. Еще автор заявлял, что в случае отказа подростка ехать учиться в эту Академию его просто убили бы. Не приговорили к смертной казни, а грохнули бы просто и без всяких затей.
А далее – «глазам нашим открылось множество чудес»… Я узнал столько про германские и советские вооруженные силы, да и про весь ход войны, что не в сказке сказать, ни пером описать. Здесь упоминаю только самое запомнившееся.
Для начала, 115-м подразделением руководили лично Канарис и Гитлер. Сам фюрер постоянно присылал фон Конрату хвалебные телеграммы из рейхсканцелярии. Кстати, оттуда же слал ему инструкции и Канарис, так что штаб-квартира абвера, оказывается, располагалась именно там. Все диверсанты, разумеется, имели высочайшую подготовку. По ходу повествования они и знание минно-взрывного дела в совершенстве демонстрировали, и из орудий сверхуспешно стреляли, и под водой плавали, и трофейные танки водили, не заморочиваясь тем, где там у них фрикционы. Впрочем, возможно, никаких фрикционах на этих советских танках и не было, ибо именовались они «новые Т-36» и шастали по пересеченной местности на скорости до 65 км/час. Кстати, один из них автор назвал гигантской 6-тонной махиной. Вероятно, впечатляющие были артефакты. Один боезапас чего стоит: после долгого боя в них оставалось по 120 – 130 снарядов!
Да, в 41-м году у Красной Армии были и другие, тяжелые танки. Назывались они «Иосиф Сталин» и имели трехорудийную башню. Вот так. А под Одессой советских танков, оказывается, действовали сотни. Судя по всему, там шли крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Кстати, попутно из-под Одессы куда-то девались румынские войска, о которых наш ветеран нигде не упоминает. Зато там дралась дивизия СС «Дас Райх», которую на этот период времени возглавил – по приказу фюрера, естественно – Канарис. Очевидно, этот период своей жизни он прослужил в СС. А вот причина его перевода представляет особый интерес. Оказывается, фюрер направил его на этот пост для того, чтобы он получше присматривал за 115-м подразделением, которое, собственно, и обеспечило взятие Одессы. Ибо взорвало в городе все, что можно, превратив в море огня и его, и все суда в порту. Последний, по описанию автора, был гигантским, но почему-то имел всего шесть подъемных кранов... Взрывы были, очевидно, настолько сильными, что отбили у всех защитников города, его обитателей и даже осаждающих память о том, что нечто подобное вообще имело место. Само описание Одессы тоже немало меня порадовало. Вокруг города находились горы, леса, а скалистые берега были изрезаны мелкими песчаными бухточками. Да, разительно изменился рельеф за послевоенные годы! И не только рельеф, но и география, ибо, согласно книге, из Одессы дорога на Севастополь вела к северу, а с юга к городу подходило миллионное подкрепление. Очевидно, с морского дна.
Но мальчики из 115-го подразделения легко справились со всем этим. Обескураженные командиры Красной Армии восклицали: «Целая армия будто испарилась в воздухе!». А люди фон Конрата свирепствовали. Устраивали на дороге завалы из деревьев высотой 15 метров. Заминировали и взорвали в городе и в порту узел связи, штаб чего-то там, все коммуникации, какие-то мосты, топливные хранилища, склады боеприпасов – в общем, все. И не просто минировали объекты. Например, если они минировали судно – то и всю территорию на 150 метров вокруг него. Непонятно только, зачем. Впрочем, это, наверное, было несложно сделать. По воспоминаниям автора этой честной солдатской книги, в суда они устанавливали «мощные бомбы, которые не оставят ничего целым на несколько километров вокруг». Вот как только они скрытно проносили эти вагоны с взрывчаткой…
Хотя автор подробно описывает, как именно они проникали всюду. В советской форме, естественно, и свободно владея русским языком. Они строились в колонны и с пением «Трех танкистов» или «Катюши» проходили везде. Где такой вариант не проходил, использовали водку. За водку красноармейцы и командиры были готовы на все: и уйти с поста, и по пьянке рассказать все-все-все. Характерен описанный в мемуарах некий майор Калоша (сильно напомнил мне известного по юмористической передаче матроса Оглоблю). Он и на столе пьяным в присутствии пьяных же полковников плясал, и много еще чего характерного для офицера делал. Кто купит книгу – прочтет сам.
Однажды, правда, отработанная система дала сбой. Немцы не смогли взорвать склад авиабомб, ибо таковые хранились там без боеголовок. Я не в силах представить, как это могло быть. Единственная версия – там штабелями складировались стабилизаторы.
Вообще же Красная Армия была весьма интересной структурой. Например, в ней любой офицер мог отстегать ремнем не приглянувшегося ему солдата, маршал Жуков двумя страницами ранее был генералом, а тремя страницами далее имел в подчинении танковый отряд, пленные красноармейцы практически сразу садились резаться друг с другом в карты, караул на развилке дорог несли три политрука, все приказы по обороне Одессы шли из штаба НКВД, танки и орудия выдавались из арсеналов всем желающим по предъявлению наскоро сфабрикованного приказа. Не удивительно, что уже в августе 1941 года многие пленные зачислялись в антисоветскую армию генерала Власова! Зато РККА обладала мощными противотанковыми пулеметами, способными не оставить от танка и следа (все дословно), а также страшным оружием – «Катюшей». Она «била снарядами, начиненными перемолотыми кусками металлов, колотого стекла, электрических лампочек, жестяных банок, глины, сорной травы – любыми предметами, которые могли усугубить взрыв. Вылетая из пулемета каждую секунду, они разрывались в воздухе, рассыпая содержимое по сторонам». Артиллерия имела на вооружении 78-мм и 88-мм пушки. Советский флот, оказывается, летом 1941 года действовал в Средиземном море вместе с британским и создавал серьезную угрозу германским кораблям. Приятно узнать…
Но бравые прусские диверсанты справились со всем этим. В Прибалтике они обеспечили успех дивизии «Гроссдойчланд», которая, конечно же, была в составе СС, а под Одессой – уже упоминавшейся «Дас Райх». Между прочим, «Гроссдойчланд» командовал некий «бригадный генерал». Со званиями в книге Конрата вообще дело обстоит крайне интригующе. Там есть не только младшие лейтенанты вермахта, но и фигурирует сержант СД. Кстати, у него в СД служит и Райнхард Гелен. Зато в 1941 году командир дивизии беспокоится о том, что он будет докладывать фельдмаршалу фон Паулюсу… Офицеры вермахта приветствовали друг друга нацистским приветствием «Хайль Гитлер!». Военнослужащие вермахта носили зеленые брюки и черные куртки с черепами и костями в петлицах, а офицеры СС – тоже петлицы с черепами, но брюки у них черные. А вот руны в петлицах полагаются не всем эсэсовцам, а только служащим в лейбштандарте. При награждении одному и тому же человеку могут вручить Железный крест и 2-го, и 1-го класса, и он будет носить их одновременно, плюя на все положения. Да, кстати, о лейбштандарте. В одном месте это воинская часть, а в другом, очевидно, человек, ибо описывается, как в комнату внезапно вошли Гитлер, Канарис и лейбштандарт. Если это все же часть, то в помещении, судя по всему, стало очень тесно…
Любопытно и вооружение немцев. В 1941 году у них имеются пулеметы МГ-42, которые можно «выкатить» на позицию. Диверсантов-подводников оснащают 88-мм орудиями, некими «штурмовыми орудиями» (явно не имеющими ничего общего с самоходной артиллерией) и ракетными установками. Последние вызвали мой особый интерес, поскольку Конрат описал, как попадание одной ракеты, «начиненной сжатым воздухом», разорвало на куски советский танк вместе с экипажем. Прекрасно и подводное снаряжение диверсантов – акваланги, изобретенные Кусто в 1944 году и никогда не использовавшиеся боевыми пловцами из-за разомкнутого цикла дыхания и выделяемых пузырей. У них также были некие приборы, столь миниатюрные, что их можно было поместить в дупле зуба. Воистину, «у нас есть такие приборы – но мы вам о них не расскажем!»… Танки запросто сбивали самолеты из «нижних» пулеметов, а самолеты с одной бомбы точно поражали танки.
Внесла свою лепту и переводчица, работу которой никто не удосужился проверить. Она создала такие шедевры, как самолет, берущий на мушку цель на земле, «английский канал Ла-Манш» и многое, многое другое.
В общем, «Центрполиграф» выпустил запоминающуюся, отнюдь не рядовую книгу, которую можно порекомендовать прочесть каждому любителю военной истории, желающему развлечься.