День расстрелянных
В Подмосковье открыт храм в память о жертвах красного террора
На 24-м километре Старокалужского шоссе, в районе бывшей спецзоны "Коммунарка", где в 30-е годы, если верить архивным документам, казнили и хоронили репрессированных, в субботу состоялось освящение храма Святых новомучеников и исповедников Российских.
Храм был заложен еще в 2001 году - через два года после того, как ФСБ передала бывший спецобъект в ведение Русской православной церкви. Строительство закончили только в этом году. Из представителей власти в церемонии участвовал лишь глава Мосгордумы Владимир Платонов.
"А что это так народу много?" - удивлялась Елена Федорцева, у которой в "Коммунарке" предположительно покоится отец. Действительно, у храма в субботу было необычно многолюдно - несколько сотен человек, в основном дети и внуки репрессированных. Некоторые из них побывали в ссылке, но мало кто в тюрьме. Чуть ли не единственным исключением являлся один из координаторов московского отделения "Мемориала" Борис Бочков.
В 1952 году его осудили на пять лет лишения свободы за то, что он собирался эмигрировать из СССР, во всяком случае публично выражал такое желание. Просидев два года в Бутырской и Таганской тюрьмах, в 1954 году был реабилитирован. О тюрьме говорит охотно и даже с какой-то не очень понятной ностальгией. Про генералов и артистов Большого театра, которые сидели с ним в камере, про охранников, не назвавших его ни разу на "ты", и, наконец, про самое для него важное - товарища Сталина.
"Если вам скажут, что мы при Сталине плохо жили, не верьте. Мы хорошо жили. Он - выдающийся руководитель, а эти репрессии были исторически оправданными", - поделился он с корреспондентом "Газеты" неожиданным в данном контексте умозаключением.
Самый высокопоставленный гость, присутствовавший на освящении храма, - председатель Мосгордумы Владимир Платонов, являющийся членом попечительского совета. Он возложил венок к кресту - прообразу памятника жертвам репрессий, который все никак не могут построить. Создается впечатление, что мэрия и Мосгордума - единственные государственные органы, проявляющие какой-то интерес к спецзоне "Коммунарка", если не считать правительств Монголии и Якутии.
Последние еще несколько лет назад установили по соседству с крестом два памятника: монголам и якутам, чей прах лежит здесь. Монголов - четверо, якутов - шесть. А всего здесь похоронено, по различным оценкам, до 10 тысяч человек. Вообще-то репрессированные и так собираются в "Коммунарке" в сентябре с начала 1990-х - созваниваются друг с другом и приезжают в какой-нибудь из теплых дней. Дату обычно выбирают произвольно, но в этот раз приезд подгадали под освящение храма.
У посетителей "Коммунарки" выработался даже своеобразный ежегодный ритуал. Сначала они кладут цветы к кресту, потом к обеим памятникам, попутно ругая российские власти за то, что за столько лет они так и не удосужились поставить здесь памятник. Потом все идут по заросшей лесом и бурьяном территории спецобъекта. Где лежат их родные и лежат ли вообще, они не знают. За восемь лет раскопки здесь так и не начались. На этот раз ритуал обошелся без инцидентов. Несколько лет назад здесь был случай: одну женщину, у которой, судя по документам, на "Коммунарке" был расстреляна мать, прямо отсюда пришлось отправить в больницу.
"Скорее всего, мы теперь 22 сентября будем здесь каждый раз собираться: теперь подходящая дата есть", - сказал Бочков на прощание.
"У нас люди состоят не по принципу политических убеждений, а просто все, кто был репрессирован, - заявил корреспонденту "Газеты" председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский, не скрывающий своего резко отрицательного отношения к сталинскому режиму. - А многие из сидевших в то время действительно считают, что Сталин ни в чем не виноват, он "ни о чем не знал", и вспоминают те времена с ностальгией".
http://gzt.ru/society/2007/09/23/220000.html