Незаконная передача технологий – или спасение предприятия?
Вчера в Лефортовском суде Москвы прошли прения по делу гендиректора ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт" академика Академии космонавтики
Игоря Решетина и трех его коллег, обвиняемых в незаконной передаче Китаю ракетных технологий двойного назначения. Прокурор просит признать ученых виновными и приговорить на сроки от 12 до 6 лет. Защита требует оправдать подсудимых.
Гендиректору ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт" Решетину, его заместителя по безопасности
Александру Рожкину, главному экономисту ЗАО
Сергею Визиру и заместителю председателя экспортной комиссии ФГУП ЦНИИМАШ)
Михаилу Иванову инкриминируется ч. 3 ст. 189 ("Незаконный экспорт или передача технологий и научно-технической информации в организованной группе"), ч. 4 ст. 188 ("Контрабанда, совершенная группой лиц"), а также ч. 3 ст. 160 ("Растрата, совершенная организованной группой") УК РФ.
В основе уголовного дела - контракт, заключенный в 1996 году "ЦНИИМАШ-Экспортом" с Всекитайской импортно-экспортной технико-экспертной компанией точного машиностроения. Согласно этому контракту, ЗАО подготовило и отправило в Китай 13 технических отчетов с расчетами аэродинамики космических кораблей. Однако, по мнению гособвинителя, в отчетах содержалась информация о технологиях двойного назначения. На их экспорт требовалось разрешение Минэкономразвития России, которого не было. Поэтому, считала прокурор, группа ученых не только незаконно экспортировала технологии двойного назначения, но еще и нарушила таможенное законодательство России.
Также гособвинитель попросила признать
Игоря Решетина и его коллег виновными в растрате и отмывании средств. Общая сумма ущерба составила 100 млн. рублей. Исходя из этого, прокурор Куприянова просила приговорить
Игоря Решетина, Сергея Визира, Михаила Иванова и Александра Рожкина к 12, 11, 8 и 6 годам заключения соответственно.
В свою очередь, адвокаты обвиняемых потребовали полного оправдания своих подзащитных, указывая, что их вина не доказана. Защитники утверждали, что выводы следствия о передаче КНР информации о технологиях двойного назначения не подтверждаются всеми экспертами. Если эксперты Минэкономразвития и ЗАО
"Центр проектов развития промышленности" подтвердили необходимость лицензирования направленных в Китай расчетов, то сам ФГУП ЦНИИМАШ дал отрицательное заключение. Согласно представленным суду документам, ФГУП мог самостоятельно определять степень секретности подобных работ.
Адвокаты и коллеги подсудимых считают, что дело изначально возбуждено по надуманным основаниям. «Переданные китайцам сведения не входили в «ограничительные списки», регламентирующие, какие технологии считаются двойными. Кроме того, сам г-н Решетин, когда начинал сотрудничать с иностранцами, прошел десятки инстанций, получив «добро», и мы провели порядка 20 экспертиз, доказывающих нашу правоту, - рассказал адвокат академика
Анатолий Яблоков. - Нам непонятно, почему им помимо прочего вменяют одновременно и незаконный экспорт и контрабанду. Масло масляное получается! В комментариях к УК поясняется, что при наличии одной из этих двух статей не может быть второй. Стоит также отметить, что «ЦНИИмаш-Экспорт» не занимался таможенными вопросами, их решал таможенный брокер - крупная западная компания. Почему тогда же их не привлекли за контрабанду?».
Кроме того, обвиняя ученых в растрате, следствие, по словам защитников, даже не определило пострадавших от этих действий. Формально им должно было стать государство в лице ФГУП ЦНИИМАШ. Однако его гендиректор
Николай Анфимов заявил, что не считает ФГУП потерпевшим. Напротив, по его словам, именно исполнение «китайских заказов» подсудимыми помогло выжить предприятию в 90-е годы.
«ЦНИИмаш-Экспорт» была основана в 1991 году. В основном компания занималась посредничеством - получала коммерческие заказы от иностранцев и передавала их во ФГУП «ЦНИИмаш». За это время они выполнили более 150 контрактов в области космоса, которые принесли огромные доходы стране. Но после ареста ее директора Решетина активная деятельность компании осталась в прошлом. Не исключено, что это хорошо спланированная попытка вытеснения с рынка успешной фирмы», - сказал один из сотрудников ФГУП.
Коллеги подсудимого - ученые и специалисты - недоумевают. Они уверены, что данное дело - «очередная имитация работы ФСБ, устроившей гонения на ученых». Дело академика Решетина стало очередным звеном в цепи уголовных дел, инициированных ФСБ по обвинению ученых в шпионаже, госизмене и незаконной продаже технологий иностранцам. Многие из них получили суровые приговоры, в том числе и за сотрудничество с китайцами.
Большинство наблюдателей сравнивает дело академика Решетина с «охотой на ведьм», которую ФСБ последние годы устроила на ученых. Так, в шпионы записали сразу несколько крупных российских специалистов. И почти во всех этих случаях, несмотря на имеющиеся многочисленные экспертизы о том, что россияне никаких секретов иностранцам не передавали, а обвинения в основном построены на домыслах чекистов, суды выносили суровые приговоры.
Среди наиболее известных «ученых-шпионов» - завсектором военно-технической и военно-экономической политики отдела военно-политических исследований Института США и Канады Российской академии наук
Игорь Сутягин. Он получил 15 лет по обвинению в госизмене, заключавшейся в передаче сведений о российской военной технике, которые он получил из открытых источников, агентам ЦРУ.
Красноярский физик
Валентин Данилов также «попался» на шпионаже в пользу Китая. ФСБ обвинила ученого на основании подписанного им, как директором Теплофизического центра Красноярского университета, договора с той же Всекитайской импортно-экспортной технико-экспертной компанией точного машиностроения. По нему россияне должны были создать испытательный стенд для изучения процессов ликвидации спутников в космосе и разработку программного обеспечения. Гриф секретности с подобных работ был давно снят и, по некоторым данным, все операции контролировала сама ФСБ. Несмотря на это, ученый получил 14 лет лишения свободы.
Однако двум ученым недавно удалось отстоять свою невиновность, несмотря на то что спецслужбы были настроены в отношении них очень серьезно. В октябре и.о. прокурора Новосибирской области Павел Астафьев направил письмо с извинениями ученым, братьям Олегу и Игорю Мининым. ФСБ обвиняло физиков в разглашении гостайны. Однако спустя полторы недели после предъявления обвинений уголовное преследование братьев было прекращено, так как следствие не смогло найти доказательства их причастности к разглашению гостайны.
http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=65016