Как для каждого государства мира имеется своя собственная ситуация в области массовой коммуникации, так и для каждого из них имеется и своя ситуация в сфере безопасности.
В то же время сегодня угрозы для каждого государства имеют 2 аспекта или 2 составляющие: «внутреннюю» (национальную) и «внешнюю» или международную. Причем значение последней составляющей в настоящее время существенно возросло.
Но и в глобальной характеристике террористических угроз присутствуют свои специфические региональные составляющие: регион Южно-Восточной Азии, Центрально-Азиатский регион, Северо-Кавказский регион, Ближний Восток и т.д..
Помимо этого, каждый из названных регионов, включая также и государства СНГ, Российскую Федерацию, имеет и свою специфическую информационную структуру, специфическое «информационное» пространство.
Одной из новых глобальных характеристик этого пространства стало развитие технико-коммуникационных сетей «всемирной паутины» Интернета.
Но информационное пространство – это еще и некая устойчивая совокупность идей, концепций, настроений, взглядов, циркулирующих в массовых коммуникационных сетях и создающих специфику информационной ситуации в том или ином регионе, на чем мы остановимся далее.
В сфере противодействия террористическим угрозам роль Интернета может быть многолика и многозначна.
Так, многие исследователи указывают, что Интернет может быть технологическим средством, орудием информационных атак на банки данных, системы управления и т.д..
С другой стороны, Интернет может использоваться как средство запугивания отдельных групп населения, выступая каналом информационно-психологического воздействия (информационно-психологической агрессии, войны).
Еще с одной стороны, Интернет может выступать средством социального рекрутирования в экстремистско-террористические группы, средством формирования пособнической среды.
Для противодействия этим угрозам создаются системы технической разведки, контроля и защиты (Управление «К» МВД Российской Федерации»).
В отличие от первого из названных направлений злоупотребления Интернета, два последних не имеют ни правовых основ, ни технологий контроля и противодействия.
Более того, активно отвергаются под предлогом «защиты свободы слова и права на выражение мнений» даже попытки исследования этой проблематики, а существование ее попросту игнорируется.
Например, у нас даже не существует юридического понятия вэб-сайта.
А, между тем, правовым фундаментом решения этих проблем являются часть 4 статьи 19 Международного пакта о политических и социальных правах и часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах (подробнее см.: О роли и месте СМИ в противодействии терроризму. // Мир и согласие. М., 2006, № 1 (26), сс. 45 – 56).
В то же время подобные разработки правил функционирования глобальной компьютерной сети Интернет активно ведутся за рубежом, в частности, особенно активно в Великобритании.
Нет сомнений, что вопросы эти будут внесены в повестку дня III Всемирной конференции по Интернету, но будет ли готова наша страна в то время к их рассмотрению?
Не упустит ли она шанса выступить интеллектуальным лидером, первопроходцем в разработке подходов к оцивилизовыванию «дикой паутины»?
Четвертая сторона связи экстремизма и терроризма с Интернетом и массовой коммуникацией – это использование их возможностей для противодействия и минимизации террористических угроз.
Обсуждаются эти вопросы скорее в постановочном плане, хотя, как было заявлено на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) России 8 апреля 2008 г., будет реализовываться целая программа противодействия экстремистской и террористической идеологии.
Следует отметить, что такие программы существуют и реализуются не только в Израиле и США, но и в Италии, ФРГ, Испании. Кстати сказать, опыт ФРГ, Италии и Испании, в отличие от опыта США, представляется более интересным и полезным.
Есть и у нас в России отдельные общественные инициативы, проекты институтов гражданского общества, но, к сожалению, недостаточно эффективные.
В области Интернета это специализированные сайты:
Международного антитеррористического и антикриминального фонда (
www.waaf.ru);
Международного медийного антитеррористического фонда (
www.mamf.ru);
Интернет-издания Чекист.Ру (
www.chekist.ru);
общественных проектов «Антитеррор» (
www.antiterror.ru); «Энциклопедия терроризма» (
www.terroristica.info) и других (
www.fsb_antiterror/livejournal/com).
Но они не оказывают существенного, заметного влияния на информационную ситуацию в стране.
Так же можно сказать, к сожалению, не была реализована идея создания национального общественного контртеррористического центра.
Возвращаясь от технико-технологической стороны противодействия террористическим угрозам к ее идейно-теоретической составляющей, можно сказать, что до сих пор нет концепции информационного противодействия им.
Общество, по сути, пребывает в состоянии растерянности, под воздействием атмосферы неуверенности, опасений. И немалую лепту в формирование этой атмосферы вносят СМИ.
И, по сути дела, нет свидетельств готовности журналистского сообщества профессионально обсуждать эти вопросы с экспертами в области обеспечения безопасности. В США же подобные мероприятия проводятся с ноября 1977 г.
Подытоживая сказанное, представляется возможным назвать некоторые направления комплексного исследования проблематики информационного противодействия террористической угрозе:
-- правовые аспекты функционирования средств массовой коммуникации, включая Интернет;
-- идейно-теоретические аспекты, в том числе создания системы социализации подрастающих поколений, формирования толерантности и культуры мира;
-- технико-технологические аспекты реализации рекомендаций двух выше названных.